Чем и как проверяют плотность электролита в аккумуляторе
Проверять уровень электролита в рабочем растворе, помимо ареометра и мультиметра, можно и самодельным прибором.
Специальное устройство для измерения плотности (ареометр) представляет собой обычную стеклянную трубку, верхняя часть которой заужена и имеет шкалу с делениями. Нижняя часть трубки широкая в ней находится дробь или ртуть, которую засыпают строго определенное количество во время калибровки ареометра. В автомагазинах такой прибор продается в наборе с резиновой «грушей» для забора электролита и мерной колбой, в которой размещен сам ареометр.
Важно знать
Принцип действия прибора основан на законе Архимеда, а плотность электролита определяют по глубине погружения ареометра (объему жидкости, вытесненной им), и весу устройства.
Ареометр для измерения электролита
Прежде чем проверять уровень электролита в автомобильном аккумуляторе, надо учитывать следующие правила:
- батарея должна быть выставлена на ровной поверхности;
- температура аккумулятора должна составить около 20-25 градусов тепла;
- замер уровня плотности производится не в одной, а во всех банках;
- проверка рабочей величины осуществляется не раньше, чем через десять часов с последней поездки либо через три часа после подзарядки;
- аккумуляторную батарею необходимо предварительно зарядить.
Измерение ареометром
Подробнее о том, как для измерения уровня плотности пользоваться ареометром:
- На отключенном аккумуляторе откручиваются все банки.
- В одну из банок концом вставляется ареометр, на другом его конце располагается груша, с ее помощью делается забор жидкости. Её в устройстве должно быть столько, чтобы его поплавок свободно болтался в емкости.
- Производится определение уровня плотности в соответствии с показаниями на шкале тестера. Полученные параметры записываются.
- Диагностика параметра плотности повторяется для каждой банки. Все полученные параметры сопоставляются с нормированными значениями, указанными в таблице.
Важно знать
Плотность аккумулятора рекомендуется проверять не реже, чем каждые 15-20 тысяч километров пробега.
Таблица: поправка к показаниям ареометра
Температура рабочей жидкости при измерении ее плотности, ºС | Поправка к показаниям, полученным в ходе тестирования ареометром, г/см3 |
От -55 до -41 | -0,05 |
От -40 до -26 | -0,04 |
От -25 до -11 | -0,03 |
От -10 до +4 | -0,02 |
От +5 до +19 | -0,01 |
От +20 до +30 | 0,00 |
От +31 до +45 | +0,01 |
От +46 до +60 | +0,02 |
Как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром
Пошаговая инструкция, которая позволит правильно замерить и узнать плотность батареи, выглядит так:
- Производится сборка измерителя. Для этого к корпусу мультиметра подключаются провода с крокодилами. Сам тестер перед замером переводится в режим «вольтметра».
- Поворотный переключатель на устройстве переводится в положение 20 В. В результате тестер будет показывать любые параметры ниже этого порога.
- Затем кабеля соединяются с клеммными выходами аккумулятора — черный контакт идет на отрицательную клемму, красная — на положительную. Если цвет проводов одинаковый, то следует проверить маркировку непосредственно на корпусе мультиметра. На контактах, где кабеля выходят из тестера, должны быть знаки «-» и «+».
- Производится мониторинг параметра напряжения и полученные данные сравниваются с нормированными. Если батарея заряжена полностью, то рабочий параметр составит 12,7 вольт, соответственно, зарядка устройства не потребуется. В случае, если полученный параметр составил в диапазоне от 12,1 до 12,4 В, то устройство разряжено наполовину, значит, его плотность не соответствует норме. В остальных случаях требуется детальная диагностика аккумулятора и его подзарядка или замена.
Таблица: плотность электролита при проверке мультиметром
Процент заряженности | Плотность электролита, г/см3 | Напряжение аккумулятора, В |
100% | 1,28 | 12,7 |
80% | 1,245 | 12,5 |
60% | 1,21 | 12,3 |
40% | 1,175 | 12,1 |
20% | 1,14 | 11,9 |
0% | 1,10 | 11,7 |
Измерение плотности электролита самодельным прибором
Принцип замера зимой или летом с помощью самодельного прибора аналогичный, и такой тестер можно соорудить самостоятельно с учетом следующих нюансов:
- Основным элементом ареометра является поплавок, с помощью которого производится замер.
- В качестве резервуара можно использовать стеклянную пробирку или другую похожую емкость.
- В пробирку насыпается пшено или другое сыпучее вещество, также можно использовать кусок свинца или другой грузик.
- Затем емкость опускается в воду. В месте, где вода будет по уровень, нужно отметить цифру 1, это связано с тем, что данная жидкость имеет плотность 1 г/см3. Затем производится градуировка величин для других растворов с более высокой плотностью.
Определение электролитической жидкости в аккумуляторной батарее
Существует два типа источников энергии, широко применяемых сегодня для автомобильной промышленности:
- Необслуживаемые устройства – заключены в герметичный корпус, полностью предотвращающий доступ из вне. Они, как правило, вырабатывают свой ресурс и подлежат замене. Восстановить их работоспособность самостоятельно нельзя. Единственное, что может делать владелец такой АКБ, – осуществлять её зарядку по мере необходимости.
- Обслуживаемые – требуют постоянного внимания и контроля. Необходимо регулярно следить за уровнем электролитного раствора, а также за его плотностью и состоянием пластин.
Как узнать уровень электролита
Электролитическая жидкость по мере хранения и эксплуатации способна изменять свой объём. Как можно проверить уровень электролита в аккумуляторной батарее? Существует несколько вариантов, каждый из которых может быть применён в конкретной ситуации:
- По специальным меткам, нанесённым на корпус. Некоторые источники энергии имеют на внешней поверхности корпуса в её верхней части две горизонтальные линии, параллельные друг другу. Нижняя обозначена «min» – показывает минимально возможный уровень электролитного раствора. Верхняя имеет надпись «max» – максимально допустимый предел жидкой среды.
- С помощью визуального осмотра. Он позволяет определить количество жидкого содержимого приблизительно. При отсутствии меток и других подручных средств достаточно просто открутить пробки на верхней крышке корпуса, установив при этом устройство на ровной горизонтальной поверхности. Заглянув внутрь, особенно при наличии хорошего освещения, можно понять по следующим критериям, достаточно раствора или нет:
- пластины полностью скрыты жидкой средой, подтёки на внешней стороне корпуса отсутствуют – уровень в норме;
- электроды видны (находятся вровень или выше поверхности жидкости) – требуется доливка.
- Путём выполнения несложных замеров. Уровень электролита в аккумуляторе можно проверить, используя:
- Прибор ареометр. Он позволит узнать плотность жидкости в каждой банке, что даст возможность сделать вывод о её количестве. Опускаем его поочередно в каждое отверстие, набираем при помощи груши раствор и смотрим на показания. Если значение выше нормы, то уровень недостаточен.
- Подручные средства: прозрачную трубочку от сока или такой же корпус шариковой ручки. В отверстие на месте открученной пробки опускаем трубку до тех пор, пока она не упрётся в верхний край банки. Конец, оставшийся на поверхности, зажимаем пальцем, таким образом перекрыв поступление в неё воздуха. Удерживая палец, вынимаем трубку и замеряем высоту столбика жидкости, оказавшейся внутри неё. При нормальном уровне электролита её величина должна находиться в диапазоне от 11 до 15 мм.
Низкий уровень электролита в аккумуляторе
Как определить, что в аккумуляторе низкий уровень электролита? Об этом весьма красноречиво свидетельствуют:
- существенное повышение плотности;
- появление пластин над поверхностью жидкой среды.
Причин этому может быть несколько:
- Испарение дистиллированной воды – это самый распространённый фактор уменьшения объёма в летнее время года. Как известно, слишком высокие температуры наружного воздуха провоцируют испарительные процессы. А при эксплуатации аккумуляторной батареи в этот период под капотом очень жарко.
- Выкипание жидкости вследствие неисправности температурного реле – регулятора.
- В результате разряда батареи на протекание электрохимических реакций расходуется часть кислоты.
Снижение уровня электролита ниже нормы в АКБ приводит к очень серьёзным последствиям:
- во-первых, раствор повышенной концентрации способствует ускоренному разрушению материала пластин;
- во-вторых, та часть поверхности электродов, что расположена выше границы жидкости, подвергается сульфатации.
В обоих случаях исход одинаков: быстрая утрата ёмкости и преждевременный выход из строя источника энергии. Значит, потребуется его замена. А где гарантия, что новая аккумуляторная батарея столь же быстро не утратит свою работоспособность?
Вариант один – научиться правильно эксплуатировать и обслуживать АКБ, а в первую очередь поддерживать в норме жидкую составляющую.
Какой должен быть уровень электролита в аккумуляторе? Норма – когда электролитный раствор на 1–1,5 сантиметра находится выше электродных пластин, полностью покрывая их при движении авто
Причём уровень электролита должен быть одинаков в каждой банке – это очень важно для надёжной работы батареи
Что делать при низком уровне электролита
При работе и зарядке АКБ в определенных случаях происходит значительное снижение объема электролита, повышается концентрация кислоты. Это разрушает пластины, значительно снижает ресурс аккумулятора. Для решения этой проблемы следует использовать дистиллированную воду, которую нужно добавлять вовремя. Это позволяет предотвратить отрицательное воздействие кислоты на внутренние рабочие элементы батареи.
При других ситуациях испаряется кислород, водород, а серная кислота остается внутри. Если после доливания воды и полноценной зарядки плотность не поднимается, то существует высокая вероятность накопления солей на пластинах. В результате кристаллизации агрегат выходит из строя. Его реанимация в некоторых случаях возможна, но при этом не требуется доливать какую-либо жидкость.
Принимая во внимание причины уменьшения объема жидкости, нужно находить конкретные решения, которые могут быть комплексными. Правильная эксплуатация аккумулятора, добавление дистиллированной воды, своевременная подзарядка оптимальным током увеличит его ресурс
Это обеспечит надежный легкий запуск исправного двигателя даже при низких температурах окружающего воздуха.
При обнаружении уменьшения уровня жидкости в АКБ нужно действовать по следующему алгоритму:
- снять батарею с автомобиля;
- поставить ее на ровную поверхность;
- очистить верхнюю часть от грязи, мусора и открутить крышки заливных отверстий;
- с помощью шприца или специальной спринцовки отобрать электролит из глубины каждой банки, проверить его на прозрачность;
- при наличии взвеси темного цвета заменить АКБ;
- долить воду до нормального уровня;
- поставить аккумулятор на зарядку, выставив малый ток;
- примерно через 3-4 часа проверить плотность с помощью ареометра.
Если она растет до значений 1,27-1,29 г/ куб.см, то проблема решена.
Работоспособность импортной аккумуляторной батареи снижается через 5-6 лет. Срок службы российских АКБ – не более двух лет. На ухудшение параметров влияют различные физико-химические процессы в электролите, в результате которых изменяется его плотность, соответственно, и выдаваемая сила тока.
С проблемой можно справиться, если контролировать уровень жидкости в банках батареи. Вот тут-то у автомобилистов и возникают вопросы, один из которых – что доливать в аккумулятор, воду или электролит. Мы расскажем, в каких случаях требуется доливка дистиллированной воды, а в каких – электролитического раствора, дадим информацию по предельно допустимым параметрам АКБ.
3.1. Проверка плотности электролита в аккумуляторной батарее
Плотность электролита является основным показателем степени заряженности аккумуляторной батареи.
По этой причине плотность электролита аккумулятора желательно замерять при полном его заряде.
Для выполнения замера плотности обязательно понадобится кислотомер-ареометр. Дополнительно к ареометру могут потребоваться: мерный стакан, клизма-груша, свежий электролит, дистиллированная вода.
Желательно, чтобы температура аккумулятора при измерении плотности была равно +25°С.
Проверку плотности электролита аккумуляторной батареи необходимо проводить отдельно для каждой банки аккумулятора.
Проверьте анализируемый параметр путём погружения ареометра в электролит через заливное отверстие в корпусе аккумуляторной батареи путём заполнения. Для этого воспользуйтесь верхней «грушей», надетой на корпус ареометра. Электролит перетечёт в стеклянную трубку, а поплавок прибора всплывёт в корпусе, не прикасаясь к стенкам. После того, как колебания ареометра прекратятся, уровень плотности будет показан на шкале.
Райны | Плотность электролита, при 25°С, г /см3 | ||
заливаемого перед первым зарядом | в конце заряда | ||
С резко континентальным климатом, с температурами ниже 40°С | зимой | 1,290 | 1,310 |
летом | 1,250 | 1,270 | |
Северные, с температурой зимой до — 40°С | 1,270 | 1,290 | |
Центральные, с температурой зимой до — 30°С | 1,250 | 1,270 | |
Южные | 1,230 | 1,250 |
Плотность электролита зависит от степени заряженности аккумуляторной батареи (табл. 2). Необходимо учесть, что плотность электролита различается в зависимости от времени года и территориальных климатических условий. (табл.1). Если при проверке окажется, что аккумулятор разряжен более чем на 50% летом и на 25% зимой, его следует поставить на заряд от автоматического зарядного устройства.
Плотность электролита при полном заряде (при 15°С), г/см3 | Плотность электролита, соответствующая разряду в 25% (при 15°С), г/см3 | Плотность электролита, соответствующая разряду в 50% (при 15°С), г/см3 |
1,310 | 1,270 | 1,230 |
1,290 | 1,250 | 1,210 |
1,270 | 1,230 | 1,190 |
1,250 | 1,210 | 1,170 |
1,230 | 1,190 | 1,150 |
Перед заливкой электролита или дистиллированной воды, при помощи клизмы-груши откачать из банки электролит и доливать жидкость, сохраняя объём и уровень электролита в банке аккумулятора.
Если плотность не соответствует норме, то следует долить либо электролит плотностью 1,400 г/см3, либо дистиллированную воду.
Для измерения плотности электролита после доливки в него дистиллированной воды или после доливки электролита (до пуска двигателя стартером) аккумуляторную батарею подвергнуть непродолжительному заряду тока небольшой силы или дать ей постоять 1 — 2 ч (без заряда) для того, чтобы выровнялась плотность электролита.
Поднимать плотность электролита в аккумуляторной батарее методом долива электролита плотностью 1,400 г/см3 можно только на заряженной батарее, т. е., когда плотность электролита достигла постоянства и вследствие кипения обеспечивается быстрое и надёжное перемешивание электролита.
Если температура электролита при замере плотности (батареи) выше или ниже 25°С, следует вводить соответствующую поправку, т. е. приводить плотность электролита к норме при температуре 25° С.
При повышении температуры на 15°С — плотность уменьшается приблизительно на 0,01, а при понижении температуры на
15° С — плотность увеличивается на 0,01.
Если плотность электролита в аккумуляторных банках неодинакова и разница получается более 0,01, то её выровнять, доливая электролит плотностью 1,400 г/см3 или дистиллированную воду.
Если вы выявили, что плотность электролита, после прохождения полного цикла заряда аккумуляторной батареи не держится (периодически падает или повышается), то батарея подлежит полной замене. Причинами неисправностей могут быть: замыкание пластин аккумулятора, их сульфатация, выпадение активного вещества из решётки пластин и т.д.. Нормально функционирующая аккумуляторная батарея после зарядки обязана держать без изменения плотность электролита и напряжение не менее 2 часов.
Понятие электролита
Кислота в автомобильном аккумуляторе может находиться в жидком и гелевом состоянии. Внутри АКБ есть катод и анод, между которыми находятся специальная смесь из кислоты и дистиллированной воды.
При изготовлении специального состава для автомобильного аккумулятора нельзя использовать обычную воду. Это связано с тем, что она может содержать самые различные примеси, которые существенно ухудшают эксплуатационные качества источника питания.
Аккумуляторная жидкость может быть представлена щелочью. В продаже встречаются модели никель-кадмиевого и никель-железного типа, а также гелевые батареи. Гель получается при добавлении различных химических веществ, либо проводится пропитка стекловолокном.
Несмотря на довольно большое количество различных источников питания, которые находятся в продаже, на сегодняшний день остаются востребованными свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом. При необходимости они могут обслуживаться путем добавления воды или специального раствора.
Серная кислота в аккумуляторе применяется в качестве связующего элемента. Подобное вещество получило широкое применение в различных отраслях промышленности, добавляется в синтетические красители.
В продаже встречается несколько типов серной кислоты:
- Нитрозная или башенная. Показатель концентрации в этом случае достигает значение 75%, плотность 1,67 гр/м3. Название этой разновидности кислоты связано с особенностями метода производства. Во время химической реакции происходит образование кислоты и азота. При этом оксиды постоянно циркулируют при производстве.
- Сорт Олеум. Концентрация подобной кислоты составляет 104,5%. При поставке показатель плотности выдерживается на уровне 1,897%.
- Контактная. Поставляется подобная кислота при концентрации от 92 до 98%. Плотность сорта составляет 1,837%. Производство предусматривает применение обжигового газа, в ходе реакции происходит окисление основных элементов.
- Высокопроцентный олеум. Подобная кислота сегодня встречается в продаже крайне редко по причине высокой концентрации (114,6%), а также повышенной плотности (2,002 гр/см3).
- Аккумуляторная. Этот тип вещества имеет концентрацию 92%, а плотность составляет 1,833 гр/см3. Именно этот тип вещества рассматривается при поиске того, какая кислота в автомобильном аккумуляторе.
Поддержка специалистов
Отсутствие доступа к банкам не означает, что аккумулятор нельзя обслужить. Мастера сервисного центра его протестируют и в случае надобности попытаются восстановить. Это не сложная операция, но, без сомнения, требует много времени и практики. Не стоит недооценивать низкий уровень электролита в аккумуляторе, даже когда кажется, что он незначительно ниже нормы. Однако это в значительной степени влияет на работу аккумулятора, только профессионалы знают сколько нужно электролита в 60 аккумулятор, поэтому им можно доверить этот капризный узел автомобиля, какой часто приносит сюрпризы.
Каковы действия автовладельца, когда выяснилось, что аккумулятор требует зарядки. Для этого необходимо помнить о некоторых правилах:
- Во-первых, сначала отсоединить отрицательный, а затем положительный полюсы.
- Во-вторых, при демонтаже не наклонять батарею, чтобы уменьшить риск утечки электролита.
- Подключив аккумулятор к зарядному устройству, рекомендуется заряжать его в помещении с хорошей вентиляцией, потому что в процессе зарядки выделяется водород и кислород.
Рекомендуем: Зарядка автомобильного аккумулятора Bosch s4 silver
Как правило, он заряжается несколько часов, чтобы не было перезарядки лучше использовать выпрямитель, который автоматически отрегулирует процесс и время зарядки.
В автомагазинах продаются аккумуляторы, которые не требуют обслуживания. Выражение «отсутствие необходимости в обслуживании» означает, что в этом приборе меньше убыли электролита по сравнению с традиционным кислотным аккумулятором.
Часто неопытные владельцы легковых машин устанавливают на них аккумулятор ёмкостью выше, чем рекомендует производитель. Например, вместо рекомендованного 6 ст-55 устанавливают 6 ст-75, зная, сколько электролита в аккумуляторе 75, но не понимают, что он слишком большой и будет заведомо не полностью заряженный, поэтому износится быстрее, чем его меньший аналог.
Как обращаться с аккумулятором
Для того чтобы накопитель электрического тока служил долго необходимо соблюдать некоторые рекомендации от специалистов:
- Зимой, перед запуском двигателя выключить все ненужные электрические приборы (радио, свет, вентилятор).
- Не нагружать источник тока длительным вращением стартёра. Производить короткие, до пяти секунд интервалы и между отдельными пробами дать ему отдохнуть около половины минуты.
- Помнить о нажатии на сцепление во время этого действия, это существенным образом облегчит вращение коленчатого вала двигателя.
- При эксплуатации автомобиля в городском режиме, иногда стоит выполнить более длинную поездку, чтобы аккумулятор имел возможность полностью зарядиться.
Правильная зарядка
Это ненормально, когда машину невозможно запустить без помощи извне. Энергетический баланс транспортного средства должен быть постоянным. Зарядка батареи во время работы двигателя должна проводиться исправно, а генератор вырабатывать столько тока, сколько потребляет авто. Однако на практике это не всегда так. Поэтому один и тот же аккумулятор на одной машине, работает без проблем даже 8 лет, а на другой уже второй зимний сезон часто подводит водителя. Это потому что аккумулятор, во-первых, не терпит постоянной неполной зарядки, а во-вторых, неэкономно используется ток, например, музыка, свет во время стоянки.
Рекомендуем: Характеристики аккумуляторной батареи 6СТ-55
Ничто так не вредит батарее, как частые и длительные разрядки, заниженный заряд или перезаряд. Во всех этих случаях причиной может быть слишком слабый или слишком сильный ток зарядки. Это легко проверить в мастерской, и просто исправить. Берегите свой аккумулятор, для этого выполняйте рекомендации профессионалов:
- Не приближаться с огнём во время зарядки, есть опасность вспышки выделяемого водорода.
- Нельзя соединять полюса куском металла.
- Оставлять автомобиль без подзарядки накопителя на период более двух месяцев рискованно.
- Надёжно крепить батарею к кузову автомобиля.
- Перегружать прибор, заряжая слишком большим током или напряжением запрещено.
- Эксплуатировать слишком большим потреблением тока стартёром.
Нельзя надевать клемы на аккумулятор, ударяя сверху. Необходимо раскрутить винт, разогнуть отвёрткой посадочное место на кабеле, аккуратно надеть на электрод.
Как подготовить элекролит
В продаже имеются уже заправленные нужной плотности электролитом и заряженные аккумуляторы, а также есть сухозаряженные аккумуляторы. В сухозаряженные АКБ надо залить электролит.
Для приготовления электролита своими руками, потребуются:
- Дистиллированная вода.
- Воронка.
- Серная кислота (H2SO4). Желательно, чтобы плотность чистой кислоты была 1,4 г/см 3 . В крайнем случаем можно использовать кислоту плотностью 1,84 г/см3.
- Емкость со шкалой.
- Трубка для перемешивания жидкости. Нужна трубка из нейтральных к кислоте материалов: эбонит, керамика, стекло).
- Средства индивидуальной защиты (СИЗ): резиновые перчатки, очки, спецовка с длинными руками, сапоги.
Сколько жидкости в аккумуляторе
В зависимости от мощности и объема АКБ, объем жидкости в них находится в таком диапазоне: 2,6-3,7 литров. Если после заправки аккумулятора, жидкость осталась, ее надо нейтрализовать пищевой содой и вылить.
Таблица: сколько нужно воды и серной кислоты для достижения разных величин плотностей.
Сколько нужно добавлять?
Если у вас обслуживаемый аккумулятор, то есть вы физически можете открутить пробки и увидеть пластины, оголены они или нет – это одна ситуация.
А вот если у вас необслуживаемый вариант, то добавить в него намного сложнее (про это чуть ниже).
Берем стандартную ситуацию — открутили пробки, а пластины оголены (верхняя часть торчит выше жидкости). Так сколько лить, под завязку (под пробку) или как?
Кстати на многих аккумуляторах, есть специальные метки — нижняя и верхняя, именно в этих границах и должен быть уровень. Однако сейчас их наносят на корпус все меньше и меньше.
В идеале после добавления воды, вам нужно подзарядить батарею и замерить ее плотность. Она должна быть примерно 1,27 г/см3.
Теперь берем ситуацию с необслуживаемой батареей – как я писал, нет пробок сверху, а дистиллят добавить как-то нужно! Но как? У меня про это уже есть статья (почитайте познавательно).
Однако простыми способами этого добиться сложно. ПРИЧЕМ никогда не отрывайте сверху крышку, это не правильно, в ней находится лабиринты, которые абсорбируют испаряющиеся из банок газы. Если его нарушить батарея уже не будет необслуживаемой.
Самый действенный способ, это взять и просверлить тоненьким сверлом над банками отверстия, примерно на нормальный уровень электролита. Далее, шприцом туда закачать воду, а потом запаять эти дырочки паяльником. Ну и собственно зарядка.
Сейчас небольшое, но полезное видео, смотрим.
НА этом буду заканчивать, думаю, мой материал был вам полезен. Искренне ваш, АВТОБЛОГГЕР.
(8 голосов, средний: 4,00 из 5)
Похожие новости
Полярность аккумулятора прямая и обратная. Что это такое и какая.
Сколько электролита в аккумуляторе? Разберем объемы вариантов от.
Греется клемма на аккумуляторе, плюсовая или минусовая. При запу.
Уровень электролита в аккумуляторе – это то, на что должен обращать внимание каждый автомобилист. Ведь от данного параметра зависит работоспособность автотранспорта, срок эксплуатации и частота обслуживания акб
Допустимо выполнение таких действий в домашних условиях.
Причины изменения объёма жидкости
Из-за особенностей работы аккумулятора со временем уровень и плотность электролита снижается. Это происходит практически всегда, даже в необслуживаемых батареях. В большинстве случаев со временем плотность повышается, ведь серная кислота не подвержена испарению или гидролизу, в отличие от воды. По сути, изменяется уровень воды в электролите.
Происходит это по следующим причинам:
- Вытекание через трещины в корпусе. Диагностика проста — если место, где стояла батарея, залито электролитом или есть подтеки, значит корпус поврежден. В таком случае плотность обычно не меняется, если запаять или заклеить трещину, то возможно дальше использовать АКБ. Но чаще предпочитают заменить батарею.
- Вытекание при переворачивании. В крышке батареи есть отверстия для выхода паров воды и газов и пробки для проверки уровня и плотности электролита. Через них может пролиться некоторое количество электролита. Такое происходит при демонтаже АКБ или при поездках по жёсткому бездорожью. Плотность при этом не должна изменяться.
- Естественное испарение воды. Интенсивное испарение происходит, если эксплуатировать батарею при высоких температурах — в жару летом или если аккумулятор находится близко от нагревающихся частей двигателя. Из электролита испаряется только вода и плотность в такой ситуации неизбежно повышается.
- Гидролиз воды. Если заряжать батарею сильными токами, или при перезаряде часть энергии расходуется на гидролиз воды. Это разложение на газообразные водород и кислород — в банках аккумулятора наблюдается «бульканье» или даже кипение. Плотность буде повышаться, так как гидролиз разлагает воду а кислота останется нетронутой.
Низкий уровень отрицательно сказывается на эксплуатационных характеристиках батареи — концентрированная кислота легко разъедает свинец и его соли оседают на пластинах и дне, сульфатируя АКБ и замыкая банки. Чтобы продлить срок службы батареи, нужно периодически контролировать плотность и уровень электролита.