Сообщества › Электронные Поделки › Блог › Адаптивный (мигающий) стоп-сигнал при экстренном торможении
https://www.youtube.com/watch?v=thKywysm2g0
Доброго времени, клубни!
После того, как я сделал Led стопари решил я еще поколхозить над стоп-сигналом, а именно доработать стоп-сигнал мигающим вариантом при экстренном торможении. Именно при резком торможении, не в пробке, не при простом тормозе, а именно в ситуациях когда это необходимо для тех кто едет сзади и для моей задницы тоже.
Так как часто бывает, то догоняешь пробку, то на левой полосе уборочная машина за поворотом, то еще какая беда, и я как нормальный автолюбитель сначала реагирую тормозом, потом смотрю куда слинять и, конечно, смотрю в зеркало заднего вида, а не заснул ли тот, кто за мной…Вооружившись теорией и исследованиями немцев (пункт Адаптивные ( мерцающие ) фонари стоп-сигнала) приступил к вариантам реализации.
Если раньше подобные системы были уделом дорогих авто, то теперь свежие авто через одну оснащаются подобной системой.Итак, что пришло в голову… Нужно: регулируемый датчик торможения (отрицательного ускорения) подающий сигнал на реле, мигалка – он же прерыватель с регулировкой частоты с возможностью мгновенной работы от появившегося тока… и все.
) провода, паяльник и время… еще)Прикинул схему устройства – см. рисунок.Изучаем схему электрики стоп-сигнала. Питание с аккумулятора после предохранителей подается на концевой выключатель педали тормоза, а с него сразу на лампы стоп-сигнала.Нашли педаль — нашли концевик и нашли разъем. Определил на каком проводе есть ток, и на каком он появляется после нажатия на педаль.
От угла наклона самого датчика зависит при каком торможении он сработает. Все гениальное просто — в колбе металлический шарик который при торможении поднимается по колбе в гору и замыкает контакт (см. фото).Заказал регулируемое реле поворотников (мигания).Получаем, проверяем подключая 12В, прикидываем где и как разместить, чтобы был доступ к регулировкам.
Я решил повесить все на защитный кожух над педалями (под торпедой).Вывел в прорези датчик и ручку регулировки частоты мигания.Собрал, подключил, отрегулировал…Что имеем: обычный стоп сигнал при обычной езде, обычном торможении, в пробках и пр…При резких (тапок в пол) торможениях срабатывает датчик торможения, прерывается плюсовое питание ламп стоп-сигнала на импульсное с реле мигания… Продолжительность работы аварийного стоп-сигнала равна времени наличия отрицательного (инерционного) торможения… Т.е.
если резко нажать на тормоз при 20 км/ч и остановиться за пол секунды то и мигание будет пол секунды а при продолжении удержания педали тормоза – тормоз после мигания возвращается в обычный режим горения. При высоких скоростях и резком торможении мигание будет продолжаться весть путь резкого торможения до момента остановки, снижения резкости торможения или прекращения нажатия на педаль тормоза…Снял видео в гараже – места немного но реакция стопов вполне понятна.
Попробую сразу ответить на популярные вопросы:1)Где предохранитель? – не требуется. Схема под напряжением только при нажатой педали тормоза и после пары штатных предохранителей.2)Почему просто не включать аварийку в таких ситуациях?! Потому что до нее нужно дотянуться при этом тормозя или совершая маневр уклонения.
Через месяц-два мозги моей машины не выдержали и выдали на табло ошибки ABS, VSA и /!.Пошаманил с перемычкой на диагностике – ошибка ABS 68 – концевик.Понятно, что авто по одновременному размыканию обоих контактов (что не возможно по конструкции концевика) решает что концевик накрылся.К тому времени я уже замутил LED поворотники по кругу с доработкой штатного реле, и решил я переделать схему и подать сигнал ( 12В) с углового датчика на штатное реле поворотников (аварийки) через диоды на оба канала Tl Tr (левый правый) как при включении штатной аварийки (см.
1,5 года — полет нормальный. Бывает едешь, забыв про это дело, припрет резко оттормозиться и вспоминаешь, что она не дремлет…
Как заставить мигать повторитель стоп-сигнала
Повторитель стоп-сигнала снижает вероятность аварии, это, я думаю, ни для кого не секрет
Яркий красный фонарь, установленный на уровне глаз водителя двигающейся сзади машины привлекает внимание, да и видно его через стекла нескольких, едущих сзади вас автомобилей. Поэтому реакция на повторитель будет более быстрой, чем на имеющиеся штатные стоп-сигналы, что снижает вероятность аварии
Но человеческий мозг так устроен, что постоянно светящийся фонарь привлекает меньше внимания, чем мигающий. Особенно при небольшой яркости.
То есть ваших «стопов» водитель, управляющий машиной, следующей за вами, может и не заметить, если, к примеру, вам в спину светит яркое солнце. От повторителя, конечно при этом есть польза, но небольшая и скорее количественная, чем качественная, ведь он не может тягаться яркостью с солнцем
В таком случае, надо каким-либо образом привлечь внимание водителя едущей за вами машины. Предлагается сделать повторитель стоп-сигнала моргающим, чтобы он больше выделялся
Я разработал схему, предлагаю ее вашему вниманию:
Здесь в качестве генератора импульсов используется микросхема таймера КР1006ВИ1 вместо нее можно применить буржуйский аналог NE555. Подстроечным резистором 100кОм регулируется частота моргания. Можно поставить переменный резистор, установить необходимую частоту, затем померить получившееся сопротивление и установить близкий по номиналу резистор с постоянным сопротивлением. Транзистор КТ805 лучше отобрать по наибольшему коэффициенту усиления или использовать составной транзистор КТ827 или КТ829, а можно и буржуйский аналог 2N3055. Устанавливать транзистор надо на теплоотвод, чтобы он не перегревался. Микросхема КР1006ВИ1 сохраняет работоспособность при напряжении питания 8-15 Вольт. Но в машине такие параметры соблюдаются не всегда, например, если выйдет из строя реле — регулятор велика возможность выхода из строя микросхемы из-за превышения максимально допустимого значения питающего напряжения. Чтобы таких «сюрпризов» не случалось, в схему введены два диода КД105, падение напряжения на каждом из них составляет 0,6 вольта. Кроме того при напряжении бортовой сети 13,2В (именно на это значение обычно настраивают на заводе реле-регуляторы) Напряжение питания микросхемы будет равно рекомендованному значению — 12В. Можно использовать другие кремниевые диоды с максимальным прямым током не менее 100мА. Конденсатор 1000 мкФ Х 25В нужен для того, чтобы микросхема не реагировала на пульсации напряжения бортовой сети. Хотя, если вы не имеете в машине дополнительных мощных потребителей энергии и используете в качестве стоп-сигналов штатные задние фонари, вполне можно ограничиться емкостью в 50- 100мкФ.
У такой схемы есть одно слабое место — транзистор. Он должен быть достаточно мощным и устанавливаться на теплоотвод. Можно использовать в схеме реле, что позволит применить транзисторы средней мощности (КТ815, КТ817 или их аналоги) наряду с ранее предлагавшимися, и отказаться от теплоотвода. Схема в таком случае будет выглядеть так:
Здесь можно использовать реле РС 113. Щелкните по рисунку, в новом окне откроется страничка справочника с его цоколевкой и принципиальной схемой. Параллельно реле включен диод, который предназначен для того, чтобы транзистор не вышел из строя из-за приложения к нему напряжения самоиндукции реле, возникающего при его выключении и имеющего полярность, обратную полярности питающего напряжения. Наверное, это сложно для понимания… Знайте, что этот диод нужен, если реле включается транзистором и что подсоединен, он должен быть так, как показано на схеме. Иногда в продаже можно встретить колодки реле, где уже установлен диод.
К данной схеме можно подключать нагрузку до 15 Ампер, если применено РС 113, что позволяет использовать в качестве повторителя стоп-сигнала штатные задние противотуманные фонари. Конечно, это запрещено правилами дорожного движения… Но для тех, кто не всегда придерживается этих правил, еще одна схема:
Как видите, схема мало отличается от предыдущей, лишь введен дополнительный диод. Он нужен для того, чтобы задние противотуманки можно было включить отдельно от стоп-сигналов, когда вам взбредет в голову использовать их по прямому назначению. Диод этот должен быть достаточно мощным и иметь максимальный прямой ток не менее 6 Ампер, для пущей надежности его не мешает разместить на небольшом теплоотводе. Также стоит отметить, что лучше применить германиевый диод, потому что он имеет меньшее падение напряжения на переходе.
Как видите, все не так сложно, и заставить моргать ваш повторитель стоп-сигнала можно за небольшие деньги, немногим больше одного доллара, нужно лишь немного постараться…
ТОЛЬКО ПОХОЖИЕ
Изготовители автомобилей не слишком задумывались о бедном владельце, который решит сам поменять лампочку стоп-сигнала. Мало того, что лампы бывают цокольные и бесцокольные, — первые только кажутся одинаковыми. И ладно бы еще однонитевые или двухнитевые, так еще у каждого из типов фиксирующие выступы на цоколе расположены по-разному! Несколько лет назад эти штырьки всегда располагали по диаметру, то есть строго напротив друг друга, — все было хорошо, просто и ясно. Но потом зачем-то придумали сместить их по дуге окружности на пару десятков градусов — и ассортимент вырос вдвое! Кроме того, осталась традиционная «фишка» двухнитевых ламп: здесь штырьки расположены хоть и по диаметру, но на разной высоте. В общем, не полагайтесь на глазомер, а возьмите перегоревшую лампочку с собой в магазин для тщательного сравнения.
2 Как собрать стоп-сигнал?
Например, одна из них подразумевает, что это устройство просто будет моргать. Также можно найти и более «продвинутую» схему, то есть когда устройство будет работать по определенному алгоритму. К примеру, сначала сигнал моргает один или два раза. После прекращения подачи на транзистор тока (во время паузы) сигнал будет гореть на половину накала. Именно таким образом и появляются эффекты мерцания.
Чтобы было проще понять, как работают эти схемы, можно взять одну из них в качестве примера, например, К561ЛА7.
Микросхема К561ЛА7 является сердцевиной этой разработки, которая состоит из 5 элементов «2И-НЕ». На первом и втором элементе расположен мультивибратор, а на третьем — инвентор. Благодаря последнему создается нужный сигнал на выходе, так как инвентор разделяет мультивибратор от схемы. Функцию открытия и питания нагрузки на эммитере выполняет транзистор КТ816Б, на который и подается сигнал, проходящий через инвентор.
Также есть аналогичная микросхема, но с добавленными конденсатором и диодом. На протяжении одного или двух импульсов конденсатор заряжается, а затем разряжается на транзистор при непосредственном «провале», в результате чего возникает эффект моргания. Диод добавили для того, чтобы он предотвращал разряд конденсатора. На схеме диод обычно не отображают, поскольку можно применить абсолютно любой диод. После того как моргающий стоп-сигнал будет собран, никакие дополнительные наладки не потребуются, так как он будет уже работоспособным.
Вместимость конденсатора влияет на частоту моргания. Например, на микросхеме К561ЛА7 питание составляет от 3 до 15 В, поэтому ее можно подключать сразу к бортовой сети, что является еще одним плюсом.
Алгоритм работы сигнала следующий: если нажать на педаль тормоза, сигнал мерцает первые 3 секунды, после чего горит постоянно. При повторном нажатии на педаль тормоза все повторяется в точном порядке.
Но возникает вопрос, а как же быть в пробке? Не будет ли моргание мешать сзади стоящему водителю, слепя его огнями? Будет. Но как раз для этого был придуман контроллер стопа со специальным G-сенсором. Его предназначение заключается в том, чтобы увеличить заметность автомобиля при торможении.
Контроллер следует устанавливать в соответствующем положении и надежно закреплять, чтобы он держался жестко и прочно. Нулевое положение можно установить с помощью специального режима установки, который прилагается в контроллере.
Теперь что касается того, как активировать этот режим. Сделать это достаточно просто, но выполнять данную процедуру необходимо с уже зажатым тормозом. Поэтому проще всего будет попросить о помощи друга, который зажмет тормоз и тем самым подаст питание на устройство. После выставления нулевого положения потребуется настроить частоту мигания. Как правило, контроллер имеет 10 режимов частот. Они могут быть различными — от самого медленного до почти постоянного горения. Для того чтобы выбрать частоту, необходимо зажать кнопку, а затем по количествам моргания определить и выставить нужную частоту. После того как будет выбран оптимальный вариант, необходимо отжать тормоз и провод, которым питается устройство.
После выполнения данных действий можно с помощью кнопки задавать непосредственно порог, при котором будет срабатывать мигание. Его смысл заключается в том, что если водитель не будет превышать этот порог, то стоп будет светиться, как светился все время, а при превышении — уже с выставленными частотами. Контроллер имеет в себе 12 порогов, которые тоже разбиты по группам. Первые 5 порогов — это районы слабого торможения, следующие 3 или 4 — это торможение с АБС. Последние предназначены при перегрузке в 1G. Цены контроллера сравнительно невелики. Как правило, они зависят от нагрузки подключения.
Теперь вы знаете, как сделать стоп-сигнал и зачем он нужен. Осталось только выбрать подходящую схему, и можно приступать к его изготовлению.
Поделки своими руками для автолюбителей
Всем здравствуйте! Представленная в статье конструкция модернизации управления стоп-сигналами автомобиля — это очередная попытка повысить безопасность управления транспортным средством и снизить аварийность на дорогах.
Кстати, подобное управление стоп-сигналом реализовано уже с завода на некоторых иностранных моделях авто.
В чём заключается идея модернизации? Многие автовладельцы знакомы с ситуацией на дороге, когда при торможении впереди идущей машины, водитель поздно реагирует на загорание стоп-сигнала. Это чревато аварийной ситуацией. Так вот это устройство призвано повысить привлечение внимания вслед идущего автомобиля о начале торможения. Делается это не просто загоранием стоп-сигналов, как в штатном режиме, а путём подачи нескольких коротких вспышек, после чего стоп-сигналы переходят в обычный режим горения. Такой режим более эффективен для привлечения внимания о начале торможения, а значит и более безопасен с точки зрения дорожного движения.
Подобное устройство продаётся как в законченном виде, так и в качестве наборов для самостоятельной сборки. Но зачастую в них использованы редкие выходные реле, да и само управление выходным механизмом оставляет желать лучшего. Представленная конструкция дорабатывалась с использованием распространённых деталей массового производства и низкой стоимости. Вот собственно итоговая схема устройства:
Сразу обозначу условные обозначения схемы для лучшего восприятия принципа её работы. SB1 — концевик управляющий стоп-сигналами; «STOP-LAMP» — непосредственно сами лампы стоп-сигналов; +U — напряжение питания линии стоп-сигналов (бортовая сеть).
Схема реализована на двух популярных таймерах 555 серии. Микросхема DD1 включена по схеме одновибратора, а DD2 — мультивибратора. Для запуска одновибратора в работу необходим импульс с низким уровнем на выводе 2 DD1. Он формируется цепью R3VD1C2 при подаче напряжения на схему через концевик SB1.
Принцип действия прост: пока конденсатор С2 не зарядится, его сопротивление постоянному току мало, и это равносильно подключению вывода 2 на корпус. После зарядки С2 напряжение на выводе 2 практически равно напряжению питания. Этот импульс низкого уровня запускает в работу DD1 и на её выходе 3 формируется высокий уровень напряжения. Длительность работы одновибратора DD1 зависит от параметров C1,R2,R1 и её можно изменять (подстроечный резистор R1) в пределах от 0,5 до 3 сек. Это именно то время, в течении которого стоп-сигналы будут работать в импульсном режиме.
Одновременно с этим в работу запускается и мультивибратор DD2, который на своём выходе (3) формирует прямоугольные импульсы с изменяемой частотой (подстроечный резистор R6). Эти короткие импульсы управляют отпиранием транзистора VT1 в коллекторную цепь которого включена обмотка коммутационного реле K1.
Мультивибратор вырабатывает импульсы только пока на выводе 2 и 6 высокий уровень напряжения т.е. пока работает одновибратор DD1. При двух крайних положениях подстроечных резисторов R1 и R6 получаются около 40 коротких вспышек в течении 3 секунд после чего лампа переходит в обычный режим горения. Но как вы уже поняли, их количество, как и длительность всего импульсного режима, можно регулировать в широких пределах по-своему усмотрению.
Печатная плата показана на рисунке выше, её можно . В конструкции можно использовать любые таймеры 555-серии или наш КР1006ВИ1, вместо VT1 можно применить КТ815 или КТ817. Плата рассчитана на реле NRP05-A-12D c обмоткой на 12 В и током до 5 А, а стоимость его составляет всего лишь 70₽.
Популярное;
- Схема защиты АКБ от глубокого разряда
- Задержка включения ближнего света или ДХО на 8-10 секунд, схема
- Мигающий стоп-сигнал, схема
- Делаем простую светомузыку своими руками. Схема.
- Автоотключение любого ЗУ автомобиля при завершении зарядки, схема
- Простое электронное реле поворотников для ламп или светодиодов, схема
- Универсальный источник питания 0-30 В с регулировкой тока от 0-3 А
- Отличная приставка для зарядного устройства, схема
Мигающий стоп сигнал своими руками
Многие обратили внимание, что в автомобилях, которые участвуют в формуле 1, стоп сигнал не только горит красным, но и мигает. Такого рода сигнал дает понять, что выполняется торможение
По аналогии люди дорабатывают стоп сигнал своих автомобилей. Есть много способов достичь мигания стоп сигнала, рассмотрим наиболее популярные.
Мигание стоп сигнала при помощи реле поворотника
Понадобятся следующие элементы:
- реле поворота с 3-мя контактами (792777, 495.3747, 481.3747);
- колодка для реле;
- 3 провода, около 20 сантиметров каждый;
- 3 фишки, вида «папа».
Дальше выполняем подключение по схеме, а именно: плюс в 49 контакт, массу в 31 контакт, а плюс лампочки в контакт 49а.
Результат на видео
Мигающие стоп сигналы по схеме двух таймеров
Эта схема имеет некоторые преимущества, но требует большой багаж знаний, времени и сил на воплощение. Имеет одно отличие от первой схемы: мигают стопы в первый момент торможения, а потом просто светятся в обычном режиме.
При желании, можно отрегулировать частоту вспышек и продолжительность мигания.
Для воплощения схемы в жизнь необходимо следующее:
Позиция | Номинал | Количество |
C1,C7 | 0.1 мкФ | 2 |
C2,C6 | 47 мкФ/25В, диаметром не более 5 мм | 2 |
C3,C5 | 0,01 мкФ | 2 |
C4 | 4,7 мкФ/25В | 1 |
DA1,DA2 | NE555, таймер в корпусе DIP | 2 |
K1 | Реле DS-115c, 12В/12А | 1 |
R1 | 100 кОм | 1 |
R2 | 47 кОм, подстроечный резистор | 1 |
R3,R7,R9 | 10 кОм | 3 |
R4 | 200 Ом | 2 |
R5,R8 | 1 кОм | 2 |
R6 | 22 кОм, подстроечный резистор | 1 |
R10 | 10 Ом | 1 |
VD1…VD3 | 1N4148 | 1 |
VD4 | 1N4007 | 1 |
VT1 | BD136 в корпусе TO-126 | 1 |
Печатная плата | 60х40 мм | 1 |
Плата должна быть встроена в корпус, для этого в плате есть отверстия под монтажные болты.
Подключение осуществляется в разрыв провода, который идет к лампочкам и чаще всего располагается в багажнике, поблизости от задних фонарей. Не забудьте провести от разъема входа к корпусу автомобиля отдельную массу. Если все собрано правильно, то устройство, без дополнительных настроек, выполняет свое предназначение.
Мигающие стоп сигналы своими руками на NE555 и BTS443P
Мигающие стоп сигналы своими руками на NE555 и BTS443P Схема моргающих фонарей на таймере NE555 и BTS443P с возможностью настройки режимов работы. Решил сделать имитацию фонарей как на автомобилях формула 1. Данную схему я не рекомендую подключать к штатным стоп сигналам авто, да и вообще подключать, так как это может является нарушением закона, а так же повысить аварийность, из за вмешательство в штатную работу стоп сигналов!
Схема служит демонстрацией возможностей таймера 555 и микросхемы BTS443P.
Для надежности решил не использовать микроконтроллеры, а собрать схему на таймере.
3 вывод BTS443P подключается к +12В. 1 и 5 соединяются между собой, и выходят на лампу. 4 Вывод служит для контроля неисправности лампы. 2 пин — управление, при подачи на него напряжения близкого к земле, через микросхему начинает течь ток на лампу.
Микросхему устанавливаем в разрыв провода к лампе, и подтягиваем вторую ногу на землю через резистор 1к. В таком виде лампа будет включена. Теперь, чтобы погасить лампу, нам нужно просто подавать напряжение питания на вторую ногу.
Цель была сделать схему простой, с возможностью регулировки, с хорошей надежностью. Хороший вариант был бы реле, если схема не включится, то в НЗ состоянии стопы будут работать в штатном режиме, но минусы это звук реле и подгорание контактов.
Выбор пал на BTS443P, можно было использовать полевой транзистор, но данная микросхема обладает некоторым преимуществом. Эта микросхема часто устанавливается в авто, она имеет защиту от замыкания (КЗ) и возможность диагностики сгорание ламп.
Режим работы, при нажатии на педаль тормоза, следует несколько вспышек, частота регулируется резисторами R2, R1 и конденсатором C2.
R5, R4, C3 — задает промежуток между повторными нажатиями, чтобы не надоедать миганием фонарей.
Изначально Ura Makoven набросал схему на одном таймере ne555.
R5, R4, C3 — отвечают и за длительность моргания и за паузу между повторными. А так же, при повторном нажатии, если C3 не разрядился до конца, то может быть только 1 вспышка, то есть интервал вспышек будет различный.
Я добавил в свой вариант еще один таймер, для задания длительности вспышек.
Вот набросок схемы, не окончательный, но суть должна быть понятна.
При подачи питания, через R4 начинает течь ток, на C2. Триггер U1 срабатывает, пока конденсатор разряжен.
При повторном нажатии на стопы, если конденсатор C2 еще заряжен, срабатывание таймера не происходит, и стопы горят в обычном режиме. D2 не дает разряжаться C2 через схему, для настройки скорости разряда служит R9.
R7-C4 задает длительность моргания. Номиналы на схеме приблизительные, в собранной я использовал другие, подбирайте под свои нужды.
Пока таймер U1 включен, на его выходе Q1 держится напряжение питания (близкое к нему). На 4 (сброс/reset) вход таймера U2 подается напряжение питания, по этому сброс не происходит. R8, R5, C5, задают частоты моргания.
То есть, при нажатии на стоп, если C2 разряжен, у нас включается U1 и U2. Когда таймер U1 отработал, 4 пин U2 прижимается к земле и вызывает остановку таймера U2.
Во время работы таймера U2, на 3 пине возникают положительные импульсы, которые открывают NPN транзистор Q2. Который открывает PNP транзистор Q3. Через Q3 на 2 пин BTS443P начинает течь напряжение, и закрывает микросхему.
Можно было подать выход 3 с U2 сразу на BTS443 и избавится от лишней обвязки, но я думал как повысить надежность схемы, установил две микросхемы BTS по 1 на каждую лампу, в случае если 1 лампа замкнет, то микросхема не сгорит, но вторая тоже погаснет, так же установил два управляющих PNP транзистора. На Q2 можно поставить выключатель, для отключения схемы. Но в результате на мой взгляд повышения надежности не произошло
Видео с работой устройства
При копировании материалов ссылка на https://terraideas.ru/ обязательна
1 Что представляет собой устройство?
Согласно статистике, 24% всех дорожно-транспортных происшествий возникает в результате столкновения с автомобилем, который движется впереди.
Своевременное привлечение внимания водителя к загоревшимся «стопам» позволит намного снизить этот процент. Так считает известный аналитик по ДТП в Германии Йорг Олгримм. И это действительно так. Доказано, что человек больше реагирует на динамические раздражители, чем на статические. Поэтому использование моргающего стоп-сигнала, конечно, повысит безопасность на дороге и поможет избежать дорожно-транспортного происшествия.
Стоп-сигнал — это привлекающий внимание красный фонарь, который мигает. Его устанавливают сзади машины, на уровне глаз водителя
Таким образом все водители, которые будут ехать сзади этого автомобиля, обязательно увидят данный сигнал и смогут вовремя среагировать.
Мигающий стоп-сигнал — это простое устройство, поэтому его вполне реально сделать своими руками. Для того чтобы собрать стоп-сигнал своими руками, достаточно воспользоваться специальной схемой. Выдавать импульсы будет микровибратор, который основан на микросхеме К661ЛА7. Для управления более весомого тока питания надо использовать транзистор. Чтобы разобраться с работой стоп-сигнала, для начала нужно изучить схему.
7 упражнений для укрепления стоп
Для выполнения этого простого комплекса достаточно десяти минут. Если вы активно занимаетесь спортом, например бегаете ежедневно, выполняйте 3-4 упражнения из ниже описанных. Если ваша физическая активность средняя, выполняйте весь комплекс 2-3 раза в неделю. Это станет отличной профилактикой артроза суставов нижних конечностей, а не только голеностопного.
№ 1. Вытягивание стоп на себя и от себя.
В положении сидя на полу вытяните прямые ноги перед собой. Большой палец, мизинец и пятка должны находиться во время натягивания стопы в одной плоскости, иначе укрепить мышцы не удастся. Плавно натягивайте стопу от себя, чтобы пальцы ног были максимально длинными, а не подкручивались под свод стопы. Повторите 10 раз.
№ 2. Вращение стопами.
В таком же положении вращайте стопами вовнутрь так, чтобы косточками больших пальцев прикасаться к полу. Выполните 10 вращений. Затем вращайте стопы по направлению наружу, стремясь прикоснуться к полу внешней стороной мизинца.
Вытягивание и вращение стоп хорошо укрепляет связки голеностопа
№ 3. Сидение на коленях.
В положении на коленях сядьте на пятки. Постарайтесь соединить косточки большого пальца и пятки обеих ног, зафиксируйтесь и посидите в таком положении минуту.
№ 4. Перекатывание.
Сядьте и согните колени, подтяните стопы к себе максимально близко. Соедините стопы и «раскройте» колени в разные стороны. В таком положении наклоните корпус вперед и поднимите таз над полом, задержавшись на некоторое время. Если возникнут сложности, обопритесь предварительно руками о пол. Перекатываться можно не только вперед-назад, но и влево-вправо, но боковые движения требуют больших усилий и физической подготовки.
Натренированные стопы реже травмируются
№ 5. Волнообразные движения стоп.
В положении сидя на полу вытяните ноги перед собой. Двигайте стопами волнообразно в такой последовательности: плюснофаланговый сустав большого пальца вниз – все пальцы вниз и вперед – пальцы вверх – вся стопа на себя. Если будете практиковать это упражнение регулярно по 15 раз для каждой ноги, быстро восстановите гибкость стоп.
№ 6. Подтягивание полотенца пальцами ног.
Встаньте на ближний край расстеленного на полу полотенца. Попытайтесь подгрести его под себя пальцами ног, не отрывая пяток от пола. Разложите обратно и повторите попытку еще несколько раз.
Есть и другие интересные способы позаботиться о суставах голеностопа. Не менее полезно подбирать пальцами ног мелкие предметы с пола, а также массажировать стопы подручными средствами, например катать ими скалку, бутылку или маленький мячик. Эффект получается примерно такой же, как и от этого упражнения.
Укрепить стопу можно, например, с помощью такого комплекса упражнений:
№ 7. Подъемы и спуски на пальцах.
Поднимитесь на носки максимально высоко, удерживайте пятку на весу, согните ноги в коленях и подайте пятки вперед. Теперь поставьте пятки на пол и выпрямите ноги. Следите, чтобы колени и щиколотки не выпадали наружу и не подворачивались вовнутрь. Выполнять это упражнение можно на ровной поверхности, но более эффективно – на ступеньках.
Безусловно, этот комплекс не дает гарантии того, что у вас никогда не будет артроза голеностопного сустава или коленного. Но крепкие связки стопы снижают риски травмирования нижних конечностей. Так почему бы ни взять на вооружение эти упражнения, особенно если вы занимаетесь спортом и каждый день рискуете?