Диагностика проблем
Определить причины шума не трудно, особенно когда речь идет о перегреве.
Гул из корпуса становится не единственным симптомом – наблюдаются зависания и торможение, устройство может самопроизвольно перезагружаться, стоит ему какое-то время проработать в ресурсоемком приложении или компьютерной игре.
Это может случиться из-за наличия пыли и грязи внутри системы охлаждения, высохшей термопасты, затрудненного воздухообмена. Чтобы убедиться в этом, достаточно залезть внутрь корпуса.
Куда сложнее определить проблему, если причина несет программный характер.
Если вы что-то меняли до обнаружения проблемы шума – лучше все параметры вернуть к стандартным/оптимальным значениям.
Как проверить термостат системы охлаждения
Протестировать его довольно просто. Для этого необходимо завести мотор и прогреть его до таких температур, когда сработают клапаны этого механизма. Узнать температурный порог можно прямо на корпусе устройства. Обычно это 72 или 80 градусов. Затем необходимо проверить температуру на нижнем и верхнем патрубке. Если оба имеют примерно одинаковую температуру, тогда причина, почему постоянно работает вентилятор охлаждения, найдена. Рекомендуется тщательно осмотреть клапаны термостата после его демонтажа. Ремонтировать данный узел бесполезно (проще и дешевле купить новый). Кстати, если данный элемент демонтирован, его можно проверить без установки в автомобиль. Для этого термостат помещается в емкость с водой, которая затем подогревается. По наростающей, клапан должен открыться. Если этого не произошло, устройство вышло из строя.
Почему включается вентилятор охлаждения на холодном двигателе
Работа силового агрегата автомобиля невозможна без системы охлаждения. Если с ней появляются проблемы, мотор может перегреваться, что приведёт к его поломке и дорогостоящему ремонту. Одним из основных элементов в этой системе является вентилятор охлаждения. При возникновении любых признаков, указывающих на неисправности этого устройства, следует отыскать и устранить причину. Поскольку таковых может быть немало, на каждой из них стоит остановиться более детально.
Нехватка жидкости в системе
Поиск проблемы стоит начинать непосредственно с охлаждающей жидкости (ОЖ), а, точнее, с проверки её уровня. Если он будет ниже нормы, то датчик ОЖ будет срабатывать даже на холодном моторе, тем самым включая вентилятор. Объясняется это тем, что небольшое количество жидкости нагревается намного быстрее. Чтобы устранить проблему, необходимо проверить уровень антифриза в расширительном бачке и радиаторе, и при необходимости довести его до нормы.
За уровнем ОЖ нужно регулярно следить и по мере необходимости пополнять её, поскольку антифриз способен испаряться, что особенно характерно для летнего периода.
Замыкание датчика
Если проверка охлаждающей жидкости результатов не дала, внимание следует обратить на сам датчик. Бывают случаи, когда этот элемент «залипает», что приводит к постоянному вращению электровентилятора
Для диагностики потребуется мультиметр, которым измеряют сопротивление на выводах датчика на запущенном моторе. Если датчик рабочий, то прибор должен показать бесконечное сопротивление. Когда мультиметр отображает какое-то сопротивление, значит, контакты у датчика замкнуты и его нужно заменить на исправный.
Видео: проверка датчика включения вентилятора
Замыкание на массу
Самопроизвольное включение вентилятора может быть вызвано неполадками в самом вентиляторе. Проблема заключается в замыкании его контактов на массу. В результате устройство работает напрямую от АКБ, минуя цепь с датчиком. Для устранения неисправности нужно проверить надёжность соединений вентилятора, при необходимости заизолировать провода, подтянуть крепление. Постоянно работающий вентилятор может привести к таким последствиям:
- короткий срок службы вентилятора;
- разряд АКБ (при включённом зажигании и заглушённом моторе);
- самовозгорание проводки в случае её перегрева.
Датчик термостата
Некоторые современные машины оснащаются термостатом с датчиком. Такое конструктивное решение позволяет управлять охлаждающей системой с большей эффективностью. Однако при возникновении неполадок с датчиком, вентилятор будет работать постоянно. Подобное поведение объясняется тем, что сигнал с термостата на блок управления не поступает. В результате блок переходит в аварийный режим. Проверка датчика термостата аналогична процедуре с датчиком ОЖ.
Дополнительный датчик
В оснащении некоторых автомобилей также присутствует датчик температуры воздуха. Основное его назначение — регулировка температурных показателей встречных воздушных потоков. Когда окружающая температура слишком высокая, датчик подаёт сигнал на включение вентилятора. Таким образом, мотор охлаждается лучше. Если на вашем авто установлен такой элемент, то в жаркий период вентилятор будет работать практически постоянно, помогая в охлаждении двигателя. В этом случае отключать датчик не рекомендуется, поскольку повышается вероятность перегрева силового агрегата.
Окисление либо обрыв контактов
Если автомобиль оснащён вентилятором, который управляется посредством электронного блока, возможны неполадки с самими контактами. Со временем они могут окисляться, например, при попадании влаги, что сопровождается постоянным вращением вентилятора.
Каждую весну и осень контакты рекомендуется чистить от возможного окисления, после чего покрывать специальной смазкой.
Система кондиционирования
Есть машины, в конструкции которых кондиционер и система охлаждения силового агрегата связаны между собой. Поэтому в результате засора радиатора системы кондиционирования активируется вентилятор основного радиатора. В этом случае радиатор кондиционера нуждается в промывке, а лучше такой процедуре подвергнуть устройства обеих систем.
Wimm 06 Фев 2015
«Начните поход в больницу с терапевта. » . Постарайтесь заглянуть в соты радиатора на предмет загрязнения. В это время года вся взвесь песка, реагента со снегом, поднимаемая в воздух колесами впереди идущего авто, активно собирается в радиаторе, причем больше всего в пространстве между конденсором кондея и радиатором. Чтобы провести там визуальную ревизию, нужно аккуратно (оставить возможность восстановить) отодрать полосу поролона, наклеенную на верхнюю поверхность радиатора. Если там нормуль — Вам «дальше по кабинетам докторов согласно обходного листа. »
Cпасибо. Сразу спрошу чем чистить, воздухом продуть обратно? И да, я так понимаю надо отвентить пластмассовый кожух что бы добраться до паралона?
Принудительное включение вентилятора с помощью программы SpeedFan
Еще одним способом повышения работоспособности кулера является использование специального программного обеспечения, к которому относится бесплатная утилита SpeedFan. Чтобы разогнать вентилятор с помощью данного приложения, необходимо:
- Загрузить и установить SpeedFan на лэптоп. Файл для инсталляции занимает около 3 Мб, поэтому для скачивания подойдет и низкоскоростной интернет.
- Запустить программу через ярлык на рабочем столе, а затем во вкладке «Настройки» поменять язык интерфейса на русский.
- Перейти в меню «Показатели» и задать мощность вентилятора в процентах. Здесь же можно просмотреть данные о температуре винчестера, материнки и всех ядер процессора.
- В окне «Температура», находящемся в разделе «Конфигурация», прописать температуру для HDD, ЦП и материнской платы, которую будет поддерживать кулер. В строке «Тревога» можно задать значение температуры, при превышении которого программа будет оповещать пользователя о перегреве системы. Это позволит быстрее реагировать на критические ситуации.
Существуют и другие программы, позволяющие принудительно запускать вентилятор ноутбука. Так, с помощью утилиты AMD OverDrive можно вносить изменения в работу кулера ПК, собранного на базе процессора от AMD. Для процессоров фирмы Intel разработано приложение Riva Tunes.
Во время активной эксплуатации ноутбуков, многие пользователи достаточно часто сталкиваются с чрезвычайно сильным нагреванием устройства, особенно в летнее время. Систематический перегрев влияет не только на работоспособность и скорость работы, но и уменьшает срок эксплуатации комплектующих. Для того чтобы снизить температуру нужно включить вентилятор на ноутбуке на максимум, тем самым повысится эффективность охлаждения.
Диагностика и распространенные причины неполадок системы охлаждения
Замыкание контактов
Одной из основных по распространенности причин данной поломки, является банальное замыкание контактов датчика температуры охлаждающей жидкости. В таком случае при включении зажигания включается вентилятор охлаждения, так как на вентилятор из-за замыкания все время подается электрический ток. Последствием от подобной неисправности может являться, разве что, ускоренная разрядка автомобильного аккумулятора.
Рекомендуем почитать статью на тему: как продлить жизнь аккумулятору автомобиля. В этой статье говорится о причинах короткой жизни АКБ, как ее, собственно, продлить, а также основных признаках неисправности аккумуляторных батарей.
Для диагностики этой неисправности вам следует отсоединить датчик и при помощи омметра измерить сопротивление на его контактах. Если датчик работает нормально, то сопротивление будет крайне высоким (в показаниях одни девятки, что является аналогом “бесконечного” сопротивления). Если сопротивление низкое, то контакты замкнуты, датчик необходимо заменить.
Также к схожим признакам относится замыкание клемм вентилятора на массу, в таком случае он также будет работать постоянно, как только будет включено зажигание. Так как напряжение подается напрямую от аккумулятора.
Малое количество антифриза
Еще одна банальная неполадка – это слишком маленькое количество охлаждающей жидкости. Именно на ее температуру реагирует ДТОЖ. При малом количестве антифриза разогрев жидкости происходит гораздо быстрее, чем прогрев самого двигателя, в результате вентилятор включается слишком рано. Долейте жидкость до необходимого уровня и на всякий случай проверьте, нет ли течи в системе охлаждения.
Термостат и его датчики
На некоторых современных машинах система охлаждения комплектуется термостатами с датчиками, которые регулируют работу системы охлаждения более эффективно. Однако такая конструкция более сложная по своей структуре, чем обычная, и из-за своей сложности подвержена различным неполадкам. Если нарушается работа конкретного датчика, который связан с термостатом. Или система управления охлаждением не получает данных от датчиков термостата, то как правило “уходит в защиту”, включая вентилятор на постоянную работу. Проверка этих датчиков, в принципе, схожа с проверкой контактов обычного ДТОЖ. Замеряем сопротивление, и если оно низкое, то датчик следует поменять.
Окисление контактов
Стоит отметить, что ЭБУ также может “уходить в защиту” и в случаях, когда управление вентилятором осуществляется через сам бортовой компьютер. Причиной этого могут быть проблемы с контактами. Как правило, контакты со временем имеют свойство окисляться, что сильно затрудняет передачу сигналов от датчиков к ЭБУ. А если необходимый сигнал совсем не проходит, то в этом случае блок управления принудительно включает вентилятор охлаждения, вне зависимости от температуры двигателя.
Для устранения необходимо лишь прочистить контакты и покрыть их изолирующей смазкой, чтобы не допустить распространение коррозии. Кстати такую процедуру рекомендуется проводить 2 раза в год, чтобы избежать неприятных ситуаций в самый неподходящий момент.
Смотрим видео, причина периодического включения вентилятора на холодном двигателе (автомобиль Мазда 6):
Неполадки в системе кондиционирования
На некоторых автомобилях радиатор кондиционера напрямую связан с системой охлаждения двигателя. И когда происходит засорение радиатора системы кондиционирования, нарушается работа сразу двух систем. Хоть включение вентилятора в этом случае происходит не сразу, однако данная неполадка может привести к куда более серьезным последствиям, в том числе – перегрев двигателя.
Для исправления необходима чистка радиатора, а лучше всего сразу двух. Для более продуктивной работы этих двух взаимосвязанных систем.
Это все что мы хотели сказать по данному вопросу. По сути, это не самая страшная неисправность, однако при длительном игнорировании чревата определенными последствиями. Поэтому затягивать с ремонтом также не стоит, и если при включении зажигания включается вентилятор охлаждения двигателя, рекомендуется тщательно проверить систему охлаждения на наличие неполадок и в скором времени исправить поломку.
Кулер центрального процессора
Наиболее часто рассматриваемая проблема наблюдается у вентилятора CPU, поэтому прежде всего рассмотрим самые распространённые причины и методы их устранения. Чаще всего дело может быть в том, что ваш процессор банально не греется до температур, при которых требуется активное охлаждение: к примеру, многие бюджетные решения даже в относительно сложных задачах могут не греться выше 40-50 градусов, и это в принципе нормально. Если же мы говорим о профессиональных или игровых решениях, то тут приемлемы значения и свыше 60 в простое или при небольшой нагрузке. Чтобы узнать точно, рекомендуется проверить текущее специальным мониторинговым ПО, например, AIDA64, и только при обнаружении проблемы можно приступать к активным действиям.
- После установки приложение откройте пункты меню «Компьютер» – «Датчики» и проверьте температуры на позициях «ЦП» и «ЦП 1/Ядро 1 (2, 3…)».
Теперь откройте меню «Суммарная информация» и обратите внимание на строку «Тип ЦП» – скопируйте или перепишите название модели вашего процессора.
Далее откройте браузер, перейдите к предпочитаемому поисковику и введите в него запрос вида , затем найдите результат, который ссылается на официальные источники.
Сопоставьте найденное с полученными в АИДА64 данными. Если температура работы в простое соответствует штатной — всё в порядке, так и должно быть. Если же она превышает стоковые значения больше, чем на 10 градусов, но кулер не работает – вы столкнулись с проблемой, решения которой найдёте далее.
Способ 1: Проверка параметров BIOS
Для начала стоит убедиться, что микропрограмма платы корректно настроена, и только затем переходить к более сложным случаям.
- Войдите в BIOS/UEFI – для выполнения этой операции доступно несколько методов, описанных в руководстве далее.
Подробнее: Как зайти в БИОС компьютера
Дальнейшие действия зависят от типа установленной микропрограммы и того, поддерживает ли она управление настройками кулера. Ищите в списке разделы с названиями «PC Health», «Monitoring», «Fan Control» и похожее по смыслу. На данных вкладках должны присутствовать опции типа «Q-Fan Control», «CPU Smart Fan Control» и прочее. Для устранения проблемы, которую мы рассматриваем, подобные средства требуется отключить – переведите их в положение «Disable».
В некоторых продвинутых UEFI доступна отдельная настройка скорости вращения вентилятора для разных температур CPU – обычно этот параметр называется «Fan Speed for Temperature». Таких, как правило, несколько, в среднем три, значения для каждого настраивается отдельно. Дело в том, что кулер может не работать в случаях, когда тут установлены слишком высокие лимиты – например, охлаждение не будет включаться при нагреве ЦПУ меньше или равному 60 градусам Цельсия (или эквиваленту в градусах Фаренгейта). Значения стоит уменьшить – выберите в пункте «Temperature» желаемое число, затем в «Fan Speed for Temperature» установите скорость работы (в оборотах в минуту или в процентах).
После внесения всех изменений сохраните их.
Стоит также иметь в виду, что далеко не все BIOS позволяют самостоятельно настраивать температуры и количество оборотов, поэтому если вы не находите подобных опций в своём варианте, причина в чём-то другом.
Подробнее:
Способ 3: Устранение аппаратных проблем
Последняя, и к сожалению, достаточно частая причина – физические неполадки с вентиляторами охлаждения.
- Возможно, получится обойтись «малой кровью», если компьютер давно не очищался от пыли – может быть, она просто забилась между лопастей кулера или попала в механизм вращения. Откройте корпус ПК или ноутбука, внимательно осмотрите средства охлаждения и произведите очистку, если степень запыления будет слишком большой.
Подробнее: Как почистить компьютер или ноутбук от пыли
Также причиной неработоспособности может быть высыхание и/или загрязнение смазки в механизме вращения лопастей, особенно если кулер устанавливался более 5 лет назад и всё это время не обслуживался. Некоторые модели подобных устройств можно аккуратно отключить от платы, разобрать и произвести чистку, но лучше довериться специалисту.
Последнее, что стоит проверить – исправность механизма вращения. Это можно узнать, попробовав вручную провернуть лопасти вентилятора. Если они движутся с усилием или не двигаются вообще, устройство сломано и требует замены.
К сожалению, аппаратные поломки – причина достаточно частая, поэтому нужно быть готовым к приобретению нового охлаждения.
Смещение вала и обрыв витков
Если все детали и релюшки внутри целые, остается внимательно через увеличительное стекло просмотреть обмотки, вал и ротор. Возможно вы увидите оборванные или покоцанные медные жилки.
Такое случается, когда подшипник выскакивает из своего посадочного места и ротор начинает биться по обмоткам.
У современных китайских напольных вентиляторов, довольно часто ослабевает винтовое соединение между двух половинок двигателя. Не забывайте, что вал с обоих сторон, одевается на самоцентрирующие меднографитовые втулки, которые плотно стопорятся в крышках.
При их сборке и затягивании, можно легонько постукать молоточком по самому трансформаторному железу, чтобы вал крутился легко, с небольшой инерцией. Кто-то пытается поймать центр самостоятельно и мастерит вот такой тихий ужас.
В конечном итоге вал вываливается из подшипника, в результате чего появляется клин. Как следствие, ротор начинает царапать обмотки и свою поверхность.
Также имейте в виду, что если ваш вентилятор упал и после этого перестал работать и вращаться, то и здесь скорее всего произошел перекос втулок. Ничего другого поломаться от такого падения не может.
Конденсатор от этого не испортится, обмотки залитые лаком не оборвутся. Разве что, некоторые кнопки могут отойти. Но в первую очередь проверяйте соосность подшипников. И тогда все будет работать как надо.
К сожалению, с механическим дефектом обмоток или ротора, а также их внутривитковыми замыканиями, вам самостоятельно не справиться. Перематывать движки дешевых ветродуев не рационально, гораздо проще будет купить новую модель.
Однако это уже последняя стадия проверки, и есть надежда, что вы до нее так и не доберетесь, найдя повреждение где-нибудь в другом месте, методами рассмотренными выше.
Очистка от загрязнений и смазка
Итак, что делать, когда кулер шумит? Проблема в том, что мы не знаем, шумит кулер на процессоре, в блоке питания, видеоадаптере и др. Прежде, чем приступать к процедуре очистки необходимо определить, от какого именно кулера исходит неприятный шум.
В случае с ноутбуком всё несколько проще, большого количества вентиляторов в нём не предусмотрено, так шум исходит, практически всегда, от видимого устройства, которое находится за решеткой, обычно снизу или по бокам ПК. Зато ноутбук сложнее очистить.
Для стационарного компьютера всё несколько сложнее, практически всегда в нём присутствует минимум 3 системы активного охлаждения. Чтобы определить виновника нежелательного звука достаточно по очереди останавливать каждый кулер при помощи прикасания руки и проверять наличие шума. Первым делом следует начать из того, что останавливается вентилятор на центральном процессоре, затем видеоадаптере и, в конечном счете, на блоке питания.
Итак, чтобы устранить шумы следует очистить и смазать устройства, рассмотрим на примере стационарного ПК:
- Выключить компьютер и отключить питание от системного блока;
- Снять боковую крышку, обычно ту, что слева;
- Здесь существует несколько вариантов:
- Если шумы с центрального процессора – необходимо открутить 4 болтика по краям корпуса с вентилятором и изъять его, но прежде отключить шлейф от материнской платы (можно и не отключать его). С одной из сторон находится наклейка, которую нужно аккуратно отклеить. Чтобы не заморачиваться можно просто в отверстие залить несколько капель силиконового масла. Необходимо очистить лопасти при помощи кисточки или щетки, также устраните загрязнение с самого корпуса и радиатора;
- Когда шумы исходят от видеокарты, необходимо её очистить. Сразу стоит отметить, кулера засоряются редко, так как чаще всего находятся снизу платы, хоть и не всегда. Первым делом отключить видеоадаптер, выкрутив болтик, крепящий одну из сторон к каркасу.Возможно придется снять защитный кожух из устройства. Часто крепление кулера находится под ним, придется взять маленькую отвертку и вставлять её между лопастями, выкручивая болтики. Изъять шлейф подключения и отклеить наклейку. Очистите от грязи и закапайте масло;
Шумы, исходящие от блока питания – это наиболее частая причина отклонений. Основная сложность – необходимо разбирать корпус блока. Первым делом открутить 4 болта, держащие блок питания вместе с корпусом (не перепутайте с креплениями кулера). Затем аккуратно вынуть его и выкрутить ещё 4 болта, соединяющие 2 части воедино. Теперь открутить сам вентилятор. Очистить его кисточкой и смазать.
- Аккуратно очистите системный блок от грязи в других местах, иначе кулер скоро забьётся снова;
- Теперь соберите и подключите всё обратно;
- Можно запускать компьютер и наслаждаться тихой работой.
Здесь есть такой нюанс, что внутри самого кулера может скопиться много отработанного масла, которое загустело и блокирует его свободный ход. Тогда придется полностью разобрать и очистить вентилятор, поддев маленький фиксатор в отверстии под наклейкой.
На ноутбуке всё неоднозначно, так как каждая модель имеет отличительные методы разбора. Для того, чтобы добраться к кулеру лучше посмотрите соответствующую инструкцию по разборке, а очистка и смазка происходит также, как и на ПК.
Причины остановки кулера
Вентилятор ноутбука, вращаясь, втягивает воздух внутрь устройства через вентиляционные отверстия, расположенные на нижней его части, и выбрасывает нагретый воздух с левой или правой его стороны, в зависимости от расположения вентилятора.
Существует ряд причин, по которым кулер ноутбука может перестать работать:
-
неправильное позиционирование устройства и перекрытие поступающего к вентилятору воздуха. Рекомендуется размещать ноутбук на ровной, устойчивой поверхности, чтобы между нижней его частью и поверхностью оставался зазор на высоту ножек устройства для поступления воздуха внутрь машины. Крайне нежелательно использовать ноутбук на коленях или других неровных поверхностях;
-
значительное накопление пыли. Со временем вентилятор накапливает пыль на своих лезвиях и перестает создавать поток воздуха, в результате чего он вращается, не выбрасывая тепло из системы. Постепенно блок кулера забивается пылью, что может стать причиной его остановки. Чтобы предотвратить накопление пыли, необходимо использовать ноутбук на плоской, не пыльной поверхности;
-
вдувание сжатого воздуха под высоким давлением. Использование мощных устройств для продувки вентиляционных отверстий ноутбука может вызвать перекос вентилятора или поломку его крыльчатки и его остановку;
-
ошибки материнской платы (случаются редко). Иногда вентилятор перестает работать из-за незначительных сбоев материнской платы, вызванных вздутыми (плохими) конденсаторами, обеспечивающими его работу. Неисправный конденсатор можно определить визуально – верхняя его часть становится выпуклой, что указывает на то, что конденсатор вскрыт;
-
низкий заряд батареи. Когда заряд ноутбука достигает менее 20%, вентилятор может автоматически остановиться из-за низкой мощности устройства. Эта проблема довольно редка, но, в частности, проявляется на ноутбуках ASUS и DELL;
- колебания электрического тока. Они могут возникать при сильной разрядке или износе аккумулятора в момент подключения зарядного устройства, также приводя к остановке вентилятора ноутбука.
Способы устранения неисправностей
В случае остановки кулера из-за перекрытия воздуха необходимо:
-
выключить ноутбук, перейдя в меню «Пуск», щелкнуть по кнопке «Завершение работы»;
-
затем запустить его через 2-3 минуты.
Вентилятор должен начать нормально работать.
При остановке кулера из-за накопления на нем пыли необходимо разобрать ноутбук и очистить лопасти вентилятора и пространство вокруг. Если кулер нуждается в замене, заменить его новым. С подробной инструкцией Вы можете ознакомится в подзаголовке «Самостоятельная чистка ноутбука».
Очистка лопастей вентилятора от пыли
При чистке ноутбука воздухом его необходимо выдувать из вентиляционных отверстий, расположенных слева или справа от устройства, под небольшим давлением.
Также можно использовать пневматический распылитель со специальной насадкой, предварительно аккуратно «расшевелив» им пыль перед выдувом.
Очищение кулера пневматическим распылителем со специальной насадкой
При «плохих» конденсаторах ноутбука необходимо выпаять их и припаять на их место новые этого же типа, емкости и рабочего напряжения. При установке конденсатора необходимо соблюдать полярность.
Замена вздувшихся конденсаторов
Для избежания проблем с конденсаторами ноутбука можно использовать хороший стабилизатор напряжения или источник бесперебойного питания, защищающий ноутбук от колебаний напряжения и его пиковых нагрузок.
Для избежания проблем с конденсаторами ноутбука можно использовать хороший стабилизатор напряжения или источник бесперебойного питания
Если вентилятор остановился из-за разряда батареи, необходимо:
- немедленно выключить устройство;
-
далее нужно извлечь аккумулятор, сдвинув одну или несколько фиксирующих защелок и снова установить его;
-
подключить зарядное устройство к ноутбуку и включить ноутбук, полностью зарядив аккумулятор.
Если возникла подобная ситуация, в будущем необходимо обязательно подключать зарядное устройство, когда уровень заряда батареи достигнет 30%. Если ноутбук используется дома, можно подключить его к источнику бесперебойного питания и использовать ноутбук без батареи.
Также можно поставить ноутбук на охлаждающую подставку во избежание ситуаций с его перегревом.
Охлаждающая подставка для ноутбуков используется для избежания перегревов
В случае остановки вентилятора из-за колебаний электрического тока устранить проблему может быстрая перезагрузка устройства.
Необходимо также, чтобы зарядное устройство ноутбука всегда находилось в исправном состоянии и обеспечивало стабильный выход напряжения.
Как проверить обмотки вентилятора
На мультиметре выставляете сопротивление в 2000 Ом. Далее, чтобы не выкусывать нигде провода, в месте подключения конденсатора, зачищаете немного изоляцию.
Ищите общую точку цепи, как на схеме внизу.
Найдя ее, вызваниваете сопротивление обмотки. Для этого поочередно касаетесь вторым щупом контактов на переключателе.
Примерные значения сопротивления обмоток вентилятора могут быть следующими:
Конечно у разных моделей они могут немного отличаться, но самое главное, чтобы не было обрыва или КЗ. Замеры могут показать как несколько сотен Ом, так и чуть больше 1кОм.
Все зависит от мощности вентилятора и сечения провода.
Сопротивление между выводами обмоток будут уже поменьше — 100-200 Ом.
Еще проверяется конденсаторная обмотка и суммарное сопротивление всех обмоток вместе взятых.
Вот самое грамотное и полное видео по проверке работоспособности обмоток вентилятора мультиметром.
Если проверка целостности обмоток также не выявила отклонений и дефектов, идете дальше. Для этого полностью разбираете вентилятор, что называется по косточкам.
Варианты увеличения скорости
Всего есть два способа, которые позволят увеличить мощность кулера до 100% от заявленной:
- Выполнить разгон через BIOS. Подходит только для пользователей, которые примерно представляют себе как работать в данной среде, т.к. любая ошибка может сильно отразится на дальнейшей работоспособности системы;
- При помощи сторонних программ. В этом случае нужно использовать только то ПО, которому доверяете. Данный способ значительно проще, чем самостоятельно разбираться в БИОСе.
Также можно купить современный кулер, который способен самостоятельно регулировать свои мощности, в зависимости от температуры ЦП. Однако, не все материнские карты поддерживают работу таких систем охлаждения.
Перед тем, как делать разгон, рекомендуется очистить системный блок от пыли, а также заменить термопасту на процессоре и смазать кулер.
Уроки по теме:Как поменять термопасту на процессореКак смазать механизм кулера
Способ 1: AMD OverDrive
Данное ПО подойдёт только кулеров, работающих в связке с процессором AMD. AMD OverDrive распространяется бесплатно и отлично подходит для ускорения работы различных компонентов от AMD.
Инструкция по разгону лопастей при помощи данного решения выглядит следующим образом:
- В главном окне приложения перейдите в раздел «Performance Control», что находится в верхней или левой части окна (зависит от версии).
- Аналогично перейдите в раздел «Fan Control».
- Передвигайте специальные ползунки для изменения скорости вращения лопастей. Ползунки находятся под иконкой вентилятора.
Чтобы при перезагрузке/выходе из системы настройки не сбрасывались каждый раз, нажмите на «Apply».
Способ 2: SpeedFan
SpeedFan – это программное обеспечение, главной задачей которого является управление вентиляторами, которые интегрированы в компьютер. Распространяется полностью бесплатно, имеет простой интерфейс и русский перевод. Данное ПО является универсальным решением для кулеров и процессоров от любого производителя.
Подробнее:Как пользоваться SpeedFanКак разогнать вентилятор в SpeedFan
Способ 3: BIOS
Данный способ рекомендуется только опытным пользователям, которые примерно представляют интерфейс BIOS. Пошаговая инструкция выглядит следующим образом:
- Зайдите в БИОС. Для этого перезагрузите компьютер. До появления логотипа операционной системы нажмите на клавиши Del или от F2 до F12 (зависит от версии БИОСа и материнской платы).
- В зависимости от версии BIOS, интерфейс может сильно отличаться, но у самых ходовых версий он приблизительно одинаковый. В верхнем меню найдите вкладку «Power» и перейдите по ней.
- Теперь найдите пункт «Hardware Monitor». У вас название может отличаться, поэтому если вы не найдёте данный пункт, то ищите другой, где первым словом в названии будет «Hardware».
Теперь есть два варианта – установить мощность вентилятора на максимум или выбрать температуры, при которых та начнёт повышаться. В первом случае найдите пункт «CPU min Fan speed» и для внесения изменений нажмите Enter. В появившемся окне выберите максимальное число из доступных.
Во втором случае выберите пункт «CPU Smart Fan Target» и в нём задайте температуру, при достижении которой вращение лопастей должно ускорится (рекомендуется от 50 градусов).
Для выхода и сохранения изменений в верхнем меню найдите вкладку «Exit», далее выберите пункт «Save & Exit».
Увеличивать скорость кулера желательно только в том случае, если в этом имеется действительная необходимость, т.к. если данный компонент работает на максимальной мощности, то его срок службы может несколько сократиться.
Опишите, что у вас не получилось.
Наши специалисты постараются ответить максимально быстро.
Напольный вентилятор не крутится
Наиболее часто встречающейся проблемой, является засохшая смазка или ее недостаток. Вентилятор начинает подклинивать, терять обороты и как следствие, увеличивается нагрузка на двигатель. Ветродуй уже не работает в полную силу.
Движок намотанный тоненькой проволокой в 0,2мм начинает греться и постепенно выгорают обмотки.
Как выявляется подобный дефект? В этом случае вентилятор перестает вращаться. Он гудит, но крыльчатка не крутится.
А еще бывает, что он запускается только на 3-й скорости, а на первые две вовсе не реагирует. Ему просто не хватает мощи, чтобы провернуть вал.
Дабы его завести, приходится как на старых самолетах, в наглую раскручивать лопасти.
Кстати, такой же симптом может быть и при повреждении пускового конденсатора. Как же без приборов узнать, какая причина виновата в поломке?
Для этого нужно хотя бы добраться до вала двигателя, сняв защитный кожух и лопасти. Если вал от руки будет вращаться с большим трудом, то вините грязь и засохшую смазку.
А если он крутиться легко и у него есть инерция, то скорее всего накрылся кондер. Симптом — включили вентилятор в розетку, а он не крутится. При этом прокручиваете в наглую мотор и он запускается.
Если рукой при работе придержать лопасти вентилятора, он опять может остановиться. Проверяется конденсатор мультиметром, если у него есть соответствующая шкала замера емкости.
Для замены подбирайте новый кондер по таким же параметрам, какие указаны на корпусе старого.
Кстати, еще не до конца высохший конденсатор, также влияет на обороты. Если вы заметили, что они у вас упали и вентилятор стал крутиться медленнее, это звоночек для его проверки.
Проблема тугого вращения решается новой смазкой подшипников. Здесь используются, так называемые подшипники скольжения. Кто-то называет их втулками.
Применять шарики в таких конструкциях дороговато, да и гремят со временем они будь здоров. Для ремонта вовсе не обязательно разбирать весь двигатель целиком. Достаточно открутить несколько винтиков и брызнуть в нужные места универсальным аэрозолем WD40.