Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно?

Плавное включение светодиодов своими руками

Плавное включение и затухание светодиодов своими руками

Что такое плавное включение, или иначе розжиг светодиодов думаю представляют все.

Разберем подробно плавное включение светодиодов своими руками.

Светодиоды должны не сразу разжигается, а через 3-4 секунды, но изначально не мигать и не светиться вообще.

Схема устройства:

Компоненты:

■ Транзистор IRF9540N ■ Транзистор KT503 ■ Выпрямительный диод 1N4148 ■ Конденсатор 25V100µF ■ Резисторы: — R1: 4.7 кОм 0.25 Вт — R2: 68 кОм 0.25 Вт — R3: 51 кОм 0.25 Вт — R4: 10 кОм 0.25 Вт ■ Односторонний стеклотекстолит и хлорное железо ■ Клеммники винтовые, 2-х и 3-х контактные, 5 мм

Изменить время розжига и затухания светодиодов можно подбором номинала сопротивления R2, а также подбором ёмкости конденсатора.

Я с помощью канцелярского ножа сделал бороздки по намеченным линиям, далее выпилил ножовкой и обточил края напильником. Также пробовал использовать ножницы по металлу – оказалось гораздо проще, удобнее и без пыли.

Далее прошкуриваем заготовку под водой наждачной бумагой с зернистостью P800-1000. Затем сушим и обезжириваем поверхность платы 646 растворителем с помощью безворсовой салфетки. После этого нежелательно руками прикасаться к поверхности платы.

Далее с помощью программы SprintLayot открываем и печатаем на лазерном принтере схему. Печатать необходимо только слой с дорожками без обозначений.

Для этого в программе при печати слева вверху в разделе “слои” снимаем ненужные галочки. Также при печати в настройках принтера выставляем высокую четкость и максимальное качество изображения.

С помощью малярного скотча приклеиваем на обычный лист А4 страницу глянцевого журнала/глянцевую фотобумагу (если их размеры меньше А4) и печатаем на ней нашу схему. Я пробовал использовать кальку, страницы глянцевого журнала и фотобумагу.

Теперь прогреваем текстолит и прикладываем нашу распечатку. Затем утюгом с хорошим прижимом проутюживаем плату в течение нескольких минут.

Теперь даем плате полностью остыть, после чего опускаем в ёмкость с холодной водой на несколько минут и аккуратно избавляемся от бумаги на плате. Если целиком не отдирается, то скатываем потихоньку пальцами.

Затем проверяем качество пропечатанных дорожек, и плохие места подкрашиваем тонким перманентным маркером.

Время вытравливания зависит от многих параметров, поэтому периодически достаем и проверяем нашу плату. Хлорное железо используем безводное, разводим в теплой воде согласно пропорциям, указанным на упаковке.

Чтобы ускорить процесс травления можно периодически покачивать ёмкость с раствором.

После того, как ненужная медь стравилась – отмываем плату в воде. Затем с помощью растворителя или наждачки счищаем тонер с дорожек.

Далее нужно облудить плату. Есть множество различных способов, я решил воспользоваться одним из самых простых и доступных. С помощью кисточки смазываем плату флюсом (например ЛТИ-120) и паяльником лудим дорожки. Главное не держать жало паяльника на одном месте, иначе возможен отрыв дорожек при перегреве. Берем на жало больше припоя и ведем им вдоль дорожки.

Теперь напаиваем необходимые элементы согласно схеме. Для удобства в SprintLayot распечатал на простой бумаге схему с обозначениями и при пайке сверял правильность расположения элементов.

После пайки очень важно полностью смыть флюс, в противном случае могут быть коротыши между проводниками (зависит от применяемого флюса). Сначала рекомендую тщательно протереть плату 646 растворителем, а потом хорошо промыть щеткой с мылом и высушить

Итог:

Принцип действия

Для равномерного нарастания подаваемого напряжения достаточно, чтобы фазовый угол увеличивался всего за несколько секунд. Бросок тока сглаживается, и спирали плавно разогреваются. На рисунке ниже приведена одна из простейших защитных схем.

Схема устройства защиты от перегорания галогенных ламп и накаливания на тиристоре

При включении отрицательная полуволна подается на лампу через диод (VD2), питание составляет всего половину напряжения. В положительный полупериод конденсатор (С1) заряжается. Когда величина напряжения на нем поднимется до величины открывания тиристора (VS1), на лампу подается напряжение сети полностью, и пуск завершается свечением в полный накал.

Схема устройства защиты от перегорания лампы на симисторе

Схема на рисунке выше работает на симисторе, пропускающем ток в обоих направлениях. При включении лампы отрицательный ток проходит через диод (VD1) и резистор (R1) на электрод управления симистора. Тот открывается и пропускает одну половину полупериодов. В течение нескольких секунд заряжается конденсатор (С1), после чего происходит открытие положительных полупериодов, и на лампу полностью подается напряжение сети.

Устройство на микросхеме КР1182ПМ1 позволяет производить пуск лампы с плавным наращиванием напряжения от 5 В до 220 В.

Схема устройства: пуск ламп накаливания или галогенных с фазовым регулированием

Микросхема (DA1) состоит из двух тиристоров. Развязка между силовой частью и схемой управления производится симистором (VS1). Напряжение в схеме управления не превышает 12 В. К его управляющему электроду сигнал подается с вывода 1 фазового регулятора (DA1) через резистор (R1). Пуск схемы происходит при размыкании контактов (SA1). При этом конденсатор (С3) начинает заряжаться. От него начинает работать микросхема, повышая ток, проходящий к управляющему электроду симистора. Он начинает постепенно открываться, увеличивая напряжение на лампе накаливания (EL1). Временная выдержка на ее загорание определяется величиной емкости конденсатора (С3). Слишком большую ее делать не следует, поскольку при частых переключениях схема не будет успевать подготавливаться к новому запуску.

При замыкании вручную контактов (SA1) начинается разрядка конденсатора на резистор (R2) и плавное отключение лампы. Время ее включения изменяется с 1 до 10 сек при соответствующем изменении емкости (С3) от 47 мкф до 470 мкф. Время гашения лампы определяется величиной сопротивления (R2).

Схема защищена от помех резистором (R4) и конденсатором (С4). Печатная плата со всеми деталями помещается на задних клеммах выключателя и устанавливается вместе с ним в коробку.

Пуск лампы происходит при отключении выключателя. Для подсветки и индикации напряжения установлена лампа тлеющего разряда (HL1).

Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно? »

Часто водители спрашивают, как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар. Такое переключение не только придает автомобилю более интересный внешний вид, меньше воздействует на зрение, но и увеличивает срок службы галогеновых лампочек. Для создания такого эффекта необходимо добиться плавного затухания нити накала. Это является довольно распространенным видом тюнинга оптики

При этом, он не вызывает никаких проблем с работниками ГИБДД, что немаловажно в свете все более увеличивающихся штрафов. Итак, рассмотрим, каким образом достигается этот эффект, и нужно ли тратить на это свое время

Что дает?

Как сделать плавное включение ближнего и дальнего света фар и для чего это нужно

. Основной функцией такой приблуды является защита лампочки от перегорания. Для большего понимания ситуации, рассмотрим ее с точки зрения физики. Все знают закон Ома, ну или догадываются о его существовании. Исходя из этого правила, следует, что сила тока всегда обратно пропорциональна сопротивлению. ФормулуI=U/R, в школе видели, пожалуй, все. Нить накала автомобильной лампочки в холодном состоянии имеет сопротивление в 10-12 раз выше, чем разогретая. При подаче на нее напряжения и мощности сила тока соответственно также увеличивается в такое же количество раз. У стандартной лампы в 55 Вт, этот показатель может достигать 60 Ампер.

Правда, держится такая сила тока недолго, только до разогрева спирали, после чего происходит снижение силы тока до нормальных показателей. Лампочки рассчитаны на такое повышение, и по идее ничего страшного происходить не должно. Но, все знают способность ламп накаливания перегорать именно при включении. Все дело в неравномерности износа спирали. При эксплуатации некоторые участки по разным причинам испаряются быстрее, истончившаяся спираль становится более чувствительна к повышению силы тока и перегорает.

Плавное переключение света не дает с самого начала максимальную мощность, что не позволяет силе тока увеличиться до опасных пределов. Таким образом, удается значительно увеличить срок службы галогенок (см. статью «»). Особенно это актуально для ламп «белого света», имеющих меньший ресурс.

Способы решения задачи

Для устранения проблемы достаточно снизить мощность, которая рассеивается при запуске. Для этого необходимо уменьшить силу тока в этой цепи. Существует несколько способов решения задачи:

  • Достаточно мощный полевой транзистор, имеющий конденсатор на затворе. Транзистор изначально пропускает малое количество тока. При этом, у него постепенно заряжается конденсатор, открывая затвор. При полностью заряженном конденсаторе мощность целиком проходит на лампу, что позволяет не использовать реле. Недостатком схемы можно считать необходимость отвода большого количества тепла;
  • Аналогично работает схема с NTS термистором и реле . В случае с автомобилем лучше использовать термистор на 2-5 Ом. Его подключают последовательно к лампе. При этом он рассеивает часть мощности. Постепенно нагреваясь, термистор снижает сопротивление. Мощность на лампочке растет, когда этот показатель достигнет определенного уровня реле, подключенное параллельно с лампой отключает термистор от цепи, обеспечивая лампе максимальное напряжение;
  • Широтно-импульсная модуляция . В отличие от описанных выше, при этом способе не ограничивается ток, что снижает рассеиваемую мощность. Это позволяет снизить необходимость в охлаждении. В схеме используется полевой транзистор. Через него напряжение подается на лампочку не постоянно, а с импульсами по несколько микросекунд. Благодаря этому, спираль нагревается равномерно. И происходит постепенное включение фар.

Метки: освещение, плафон, плавный пуск

Комментарии 43

подскажите, а биполярный транзистор подойдёт сюда(КТ837Д)?

а печатку в спринте рисовал? если да, то можешь мне скинуть?

Вечером посмотрю на домашнем компьютере, если осталась то скину.

в качестве дружеской критики: 1. вместо никнейма лучше було бы оставить полигон для тепло-отвода, да и вообще развести плату так, чтобы травить не надо было, а можно было бы расчертить канц.ножом на изолированные площадки 2. провода к плате не паять, а присоединять разъемом — когда захотите улучшить девайс, можно было просто его заменить

Тепло-отвод явно лишнее…Транзистор мощный, а диоды в плафоне потребляют совсем чуть чуть. Оно выше температуры окружающей среды и не нагревается. По поводу разметки платы канц ножом — ну не люблю я такой колхоз. Лучше потрачу лишние пол часа — час, но сделаю все красиво. Разъем стоит, только не на самой плате, а на пяти сантиметровом отрезке проводов. Так удобнее размещать устройство под потолком — сначала прилепил как надо, а потом и провода соединил.

а каким способом ты травил плату? каким наносил на тексталит ее?

Дорожки наносил с помощью фоторезиста. Травил в растворе перекиси водорода, соли и лимонной кислоты.

а я помню, раньше лаком дорожки рисовал… травил в хлорном железе))) так уже не делают?))) ппц я отстал…

Ну лаком сейчас уже наверное точно никто не рисует, проще тем же ЛУТом сделать. А вот хлорное железо я сам до недавнего времени использовал, пока не узнал про способ с перекисью водорода — и достать проще, и дешевле, да и все вокруг не пачкает)))

а каким способом ты травил плату? каким наносил на тексталит ее?

ТекстОлит. А вообще-то — это стеклотекстолит.

ну все, с умничал…

Нравится быть не грамотным — оставайтесь…

а вы часто пользуетесь текстолитом? раз тут оказался стеклотекстолит… я думаю и так понятно, что это за материал… ошибка в названии — да, запомнил как правильно. но. ошибкой не считаю, что материал для плат называю просто текстолитом. думаю многие так и говорят, что б не удлинять и так понятное слово. это как всегда добавлять аккумулятор свинцово-кислотный в машине. думаю и вы не добавляете. стеклотекстолит = текстолит. суть того, о чем идет речь ничуть не меняется.

Дело в том, что текстолит — это ткань пропитанная клеем. Он коричневого цвета. www.ru.all.biz/img/ru/catalog/2068698.jpeg Он не металлизируется и не используется для производства печатных плат.

А стеклотекстолит — это стеклоткань пропитааная эпоксидной смолой, он светоложёлтого цвета. И свойства материалов сильно отличаются.

Ещё в качестве диэлектрика для печатных плат используют гетинакс — это бумага, пропитанная клеем. Тоже, кстати, коричневого цвета.

В бытовой технике часто используется гетинакс (ранее преимущественно, только гетинакс использовался). Стеклотекстолит стал его вытеснять пару десятилетий назад.

Да, я давно занимаюсь электроникой, 40 лет уже. Первую печатную плату разработал и изготовил в возрасте 12 лет, т.е. в 1982 году…

Особенности дизайна

Светильники

. На автомобилях используются огни блоков, которые объединяют фары проходящих и ведущих огней (лампы с одной резьбой) и индикаторы поворота. Кроме того, в фарах есть лампы парковочного света. Низкие и высокие балки фар активируются с помощью вспомогательных реле K4 и K5, расположенных в монтажном блоке. Управляющее напряжение на обмотках реле подается от выключателя фары, если переключатель выключателя наружного освещения полностью нажат. Когда включен луч ближнего света, загорается лампа ближнего света, и когда включается лучдальнего света , все лампы (прохождение и движение) подсвечиваются. Независимо от положения переключателя, вы можете в кратчайшие срокивключить дальний свет фар, потянув рычаг выключателя света к себе. В этом случае напряжение на контакте «30» переключателя подается непосредственно от источников питания. В жгуте проводов жгута проводов B для подключения проводов при установке фар с лампами ближнего света с двойным капотом. В этом случае серый провод с красной полосой в разъеме B должен быть подключен к проводу того же цвета, что и к разъему «56b» переключателя. Затем, когда включен пучокближнего света , загорается лампа ближнего света в лампах с двойным торможением, и когда включается луч дальнего света, лампочки дальнего света двухместных ламп и фонарь.

Противотуманные огни

. На автомобилях ВАЗ 2110 в опционной версии на передних бамперах могут быть установлены противотуманные фары. Фары включаются переключателем 27 (см. Приборную панель) с помощью дополнительного реле типа 113.3747, установленного в башмаке, прикрепленном к задней стороне монтажного блока. Противотуманные фары можно включить только в том случае, если включен выключательнаружного освещения 26.

Курс ускоренной самоподготовки для начинающих водителей: Запись на уроки.

https://youtube.com/watch?v=6XsMfAPBhtw

КАК ПОДКЛЮЧИТЬ СВОИМИ СИЛАМИ АВТОМАТИЧЕСКИЙ БЛИЖНИЙ СВЕТ

, ИМЕЕТСЯ КОНТРОЛЬ РАБОТЫ СВЕТА И .

Наружное освещение

. Окружающий свет включается внешним выключателем 26 освещения (в положениях «I» и «II»). Подача ламп парковочного света и стоп-сигнала подается через контрольное реле K1 ламп. Если какая-либо лампа горит, реле включается соответствующим светодиодным индикатором в блоке 5 (см. Панель приборов) бортовой системы мониторинга.

Индикаторы направления

. Индикаторы направления для правого борта или стороны порта активируются с помощью рычага переключателя. В аварийном режиме переключатель 42 включает все указатели поворота. Мигание ламп обеспечивается реле-выключателем KZ в монтажном блоке.

Поломка датчика света

Как правило, сами собой такие устройства ломаются крайне редко. При том условии, что вы остановили свой выбор на качественном продукте от известно бренда. Когда речь заходит о безопасности во время движения, экономить не стоит. Причиной поломок обычно служат заводской брак, неграмотная установка или неправильное использование. Очень часто бывает так, что на поиск неисправности уходит много часов, а сам ремонт занимает считаные минуты.

Многие производители указывают некоторые ограничения для своей продукции, поэтому вам следует внимательно ознакомиться с инструкцией

Как правило, это стандартные меры предосторожности: следить за тем, чтобы внутрь элементов девайса не попала влага, оберегать их от механических и прочих воздействий. Также иногда встречаются рекомендации о том, чтобы не использовать на авто газоразрядные лампы

Делаем автоматическое включение ближнего света фар своими руками

27 июля 2016. Категория: Автотехника.

Как известно, ближний свет обязательно должен быть включен при передвижении на автотранспортном средстве не только вечером и ночью, но и в дневное время. В ситуации, когда ходовые огни не работают, сотрудник ГИБДД вправе выписать водителю штраф.

Конечно, это незначительная сумма, но головной боли она создает.

В связи с этим большинство автолюбителей столкнулось с рядом неудобств из-за того что многие элементарно забывают включать ближний свет, садясь в машину, либо не выключают огни покидая авто, из-за чего утром обнаруживают аккумулятор совершенно разряженным.

Для того чтобы избавиться от подобных проблем многие решают доработать процесс включения и отключения фар. Благодаря простейшим схемам фары могут включаться одновременно с зажиганием или в момент запуска двигателя. При этом с дневное время зажигаться будут фары ближнего света, но не габариты, а ночью все будет работать в привычном режиме. Рассмотрим оба варианта.

Автоматическое включение фар при зажигании

Для того чтобы организовать такую работу осветительных элементов необходимо подключить их к источнику питания зажигания, а как многие знают одни приборы могут быть подключены при любой позиции замка зажигания, другие же начинают функционировать только при уже включенном зажигании. Исходя из этого самое удобное место для подключения фар – это кнопка включения печки (крайний правый блок выключателей).

Для этой схемы понадобятся:

  • любое штатное пятиконтактное реле;
  • диод;
  • провода.

Далее, нам необходимо:

  1. Вынуть выключатель габаритов (крайний слева блок выключателей).
  2. Отключить плюсовой провод от колодки клавиш отвечающей за работу ближнего света (обычно это зеленый двойной провод) и подключить его к реле.
  3. В плюсовой провод, который идет к выключателю печки, необходимо врезать дополнительный провод и тоже подключить его к реле.
  4. Подвести к реле провод, который питает сами фары.
  5. Кинуть проводок на минус (на корпус).

Соединения можно пропаять, но для полноценной работы хватит и обычной заизолированной скрутки. В итоге, автоматическое включение ближнего света фар будет работать, как только вы включите зажигание.

Однако такой способ считается не самым экономичным, так как фары начинают работать сразу, что не очень актуально в зимнее время, когда двигатель необходимо прогревать или при ремонте автомобиля.

Чтобы избежать таких неудобств, можно немного усложнить схему, чтобы ближний свет отключался во время стоянки, независимо от работающего или неработающего зажигания.

Автоматическое включение фар после запуска двигателя

Чтобы организовать подобную схему работы, можно пойти в двух направлениях: подключиться к датчику давления масла или к ручнику.

Способ 1: Подключение к датчику давления масла

Для осуществления такого подключения потребуется:

  • реле;
  • транзистор (2 штуки);
  • провода;
  • микросхема К561ТП1.

Все детали размещаются в небольшом корпусе от реле, после чего прибор необходимо подключить к датчику давления масла. Когда давление в системе смазки двигателя нормализуется, то есть при включении мотора, датчик будет размыкаться, а питание с него перейдет на конденсатор.

В конечном счете, напряжение на реле будет подаваться через включенные в подачу питания фар транзисторы. При отключении двигателя, питание с датчика подается на нужную лампу, расположенную на приборной панели.

В это время конденсатор, который входит в блок управления фарами начинает разряжаться и подача питания к реле останавливается.

Правда и этот метод нравится далеко не всем, так как такая схема намного сложнее (нужно тянуть провода и произвести 3-4 соединения).

Способ 2: Подключение к ручнику

Это способ намного проще, так как в этом случае достаточно лишь чуть-чуть доработать схему подключения фар при зажигании, о которой мы говорили в самом начале. Для этого достаточно добавить еще одно реле и короткий провод (порядка 25 см) к штатному контакту кнопки ручника.

Благодаря такому способу фары будут отключаться, как только вы потяните ручник, и загораться когда вы его отпустите.

В заключении

Все эти способы занимают минимум времени и денежных вложений, а результат избавляет от многих неприятностей. Автоматизация процесса включения фар не требует особых навыков в электрике, поэтому вы справитесь с таким подключением самостоятельно без лишних проблем.

Обзор основных вариантов и их особенности

Мы рассмотрим, как сделать автоматическое включение ближнего света двумя способами, каждый из них имеет свои особенности, и выбор в конечном итоге все равно зависит от вас.

Отечественные производители в качестве решения проблемы предлагают использовать специально реле, его маркировка 719.3777-01, с его помощью можно реализовать автоматическое включение ближнего света и габаритных огней.

Относительно этого варианта можно сказать следующее:

  • Система подходит для ВАЗов от 4-й до 15-й модели, например, реле устанавливают для противотуманных и обычных фар в ВАЗ 2110 , автомобилях ГАЗ, УАЗ и других, в которых обмотка ближнего света реле имеет постоянное подключение к массе;
  • Фары загораются примерно через 5 секунд после начала работы двигателя, что очень удобно, так как это, во-первых, облегчает запуск мотора, во-вторых, существенно снижается нагрузка на аккумулятор, а в-третьих, увеличивается ресурс работы ламп;
  • Отключение света происходит при выключении зажигания, что также очень удобно, ведь теперь вы не оставите машину с включенными фарами;
  • При необходимости вы всегда можете отключить свет вручную, для этого переключатель перещелкивается в положение «ближний свет», а затем ставится в положение «выключено».

Теперь рассмотрим, как реализовать автоматическое включение ближнего света фар своими руками, работы производятся в следующей последовательности:

Вначале необходимо установить новый узел вместо реле включения ближнего света, при этом если у вас используются мини-реле, то понадобится специальный переходник, который также должен поставляться в комплекте, весь процесс максимально прост и не займет много времени;

Проделав данный процесс, вы получите удобную и надежную систему, которая предотвратит множество проблем.

Модуль DRL

Это устройство автоматического включения фар и их отключения, которое может быть установлено на любой транспорт с напряжением бортовой сети от 12 до 24 Вольт, его основными достоинствами можно назвать следующие:

  • Возможность установки на автомобиль любой марки, вам не нужно волноваться о том, подойдет ли вам данный вариант;
  • Стандартная схема подключения не нарушается и не повреждается, поэтому в случае необходимости данный элемент управления можно снять без каких-либо последствий;
  • Вы можете настроить порядок включения по своему усмотрению – либо через 15 секунд после запуска двигателя, либо по срабатыванию датчика запуска (сигналом может служить, например, нажатие на педаль тормоза);
  • В комплекте идут все требуемые компоненты, а также инструкция, в которой рассмотрено несколько вариантов подключения, в зависимости от особенностей электропроводки машины ;
  • Система может включать и альтернативные варианты дневного освещения: дополнительные фары или противотуманки.

Что касается подключения, то выше представлен очень понятный эскиз, по которому и следует производить работы, кроме того, инструкция расписывает все действия очень подробно. Если у вас нет опыта проведения работ, то лучше воспользоваться помощью специалистов, так как неправильное подключение вызовет сбои в работе системы.

Рабочий процесс проходит так:

  • Вначале устройство присоединяется к выключателю света, установленному в салоне;
  • Черный провод используется для подключения к массе в любом удобном для вас месте, главное – чтобы был хороший контакт с металлом на соединении;
  • Красный провод нужно присоединить к зажиганию;
  • Желто-черный вариант необходим для подачи питания на устройство;
  • Далее следует присоединиться к датчику скорости, во избежание проблем стоит делать контакты максимально надежными и качественно защищать их от воздействия влаги и грязи.

Расположение всех элементов показано на фото ниже, такая шпаргалка должна быть на упаковке каждого изделия.

На рынке представлено множество вариантов подобных систем управления, и важно выбрать качественное изделие, поэтому экономить на этом устройстве не стоит. На самом деле в работах нет ничего сложного, и если вы справитесь с работой, то можете и далее усовершенствовать свой автомобиль

Например, система автоматического переключения дальнего света на ближний позволяет сделать адаптивный свет, который будет регулироваться в зависимости от условий освещения: при приближении встречного транспорта или выезде на перекресток. Схема представлена ниже, но, чтобы реализовать ее, понадобятся определенные знания и навыки.

В некоторых моделях можно включить ДХО путем прошивки бортового компьютера, например, зная коды опций автоматического ближнего света БМВ Е39, можно включить данную функцию, но лучше обратиться к специалистам, чтобы провести эту работу.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомастер
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: