Какая разница рабочим АВТОВАЗа, сколько машин продано
Отечественный автопроизводитель, контрольный пакет акций которого принадлежит иностранцам, сообщил о снижении апрельского уровня продаж в три раза по сравнению с мартом.
За весь апрель, включая продажи модели Niva, реализовано 10 055 автомобилей LADA. В марте 2020 года было продано 32,8 тыс. авто.
В апреле 2020 года Granta осталась самой востребованной моделью АВТОВАЗа. За месяц было реализовано чуть более 3 тыс. этих автомобилей.
LADA Vesta в прошлом месяце продано 2,9 тыс. штук. Тройку лидеров замыкают пассажирские версии семейства Largus – 1 286 автомобилей.
В пресс-службе АВТОВАЗа говорят, что показатели довольно низкие, но это ожидаемо. И даже называют их неплохими для периода самоизоляции. По собственной оценке компании, АВТОВАЗ сохранил лидирующую позицию на рынке в сегменте легковых и легковых коммерческих автомобилей.
Напомним, что не так давно стало известно об увеличении цен на весь модельный ряд LADA. Как отмечают в компании, очередной рост цен связан с тем, что расчеты с некоторыми поставщиками АВТОВАЗ осуществляет в долларах и евро.
Комментарий
Григорий Басистый, депутат думы г.о. Тольятти, председатель независимого профсоюза «МОЛОТ»:
— Скажите, какая разница рабочим АВТОВАЗа, сколько машин продано в марте, апреле или июне? Правильно, никакой. Так же, как и по барабану большинству россиян то, сколько кубов газа, нефти выкачали и продали газпромы и роснефти, или сколько добыли золота и алмазов другие компании! Народу от этого не холодно, не жарко. Потому что прибыли идут в карман малой горстке людей. И будь продажи на АВТОВАЗе даже рекордными, на зарплате рабочих это никак не отразится. Хозяева же предприятий все равно получают госпомощь от России, невзирая на их гражданство. Да и многие олигархи-россияне давно уже не живут в своей стране. А значит, что и всю полученную в России прибыль они тратят отнюдь не на Родине.
Оригинал статьи опубликован в газете «Тольяттинский навигатор», № 12 (549), 15 мая 2020 года Свидетельство о регистрации СМИ ПИ №ФС 7-4315 от 21.03.07
голос
Рейтинг статьи
А что с новой «Вестой»?
Оливье Морне также пообещал озвучить несколько сюрпризов в течение года, однако новая Vesta в их число не входит. Напомним, обновление бестселлера ждали еще в 2020 году, и недавно в Сеть попали шпионские фото автомобиля с переработанной передней частью и эффектными светодиодными фарами. Поэтому многие считали, что рестайлинговая Vesta появится хотя бы во второй половине этого года, однако исполнительный вице-президент по продажам и маркетингу Lada заявил, что в этом году машину точно не стоит ждать. При этом он отметил, что работа над новинкой идет по плану и находится «на достаточно зрелом уровне».
— Почему Vesta не значится в планах на этот год? Если рассуждать банально, не зная внутренних процессов, то главная причина — экономия. Спрос на нынешнюю Vesta довольно высокий. При аккуратной ценовой политике она и в 2021-м будет продаваться не хуже. Если машина хорошо продается, зачем ее сейчас обновлять? Фейслифт еще часто означает подорожание. И будет ли в этом случае обновленная машина так же популярна, вопрос, — предположил главный редактор «За рулем» Максим Кадаков.
Не «Нивой» единой
Lada Vesta
Фото: vk.com/AvtoVAZ News
Слова Кадакова подтверждает тот факт, что не только Vesta, но и немолодой уже Granta удалось увеличить в 2020 году свои доли на рынке. В этом году АвтоВАЗ ожидает «небольшое увеличение продаж» и возможный успех связывает с господдержкой на федеральном и региональном уровнях.
Где можно купить авто
Приобрести машину реально в разных местах:
- автосалон;
- авторынок;
- автоломбард;
- тематические сайты (объявления).
Если имеется в виду покупка новенького авто, тогда стоит обратиться в фирменный автосалон. Существует 2 вида дилеров:
- официальные;
- серые.
Компании, осуществляющие выпуск транспортных средств, редко продают самостоятельно свою продукцию. Даже когда руководством принято подобное решение, в структуре организации создается специальное для этого подразделение.
Цену на авто устанавливает исключительно производитель. Иногда у салона есть возможность уменьшения на незначительную сумму ввиду собственной маржи, изготовителя либо импортера. Однако это реально лишь в ходе покупки крупных партий, и любой случай предварительно оговаривается с вышестоящим руководством.
Так называемые серые дилеры тоже продают автомобили. Речь идет о салонах, которых нет в официальной сети компании. Данные фирмы монобрендовыми бывают довольно редко, и они свободно продают авто конкурентов. Цены у них тоже разнятся, и объясняется это покупкой ТС в том государстве, где стоимость ниже.
Даже проведя простые подсчеты, понятно, что с учетом растаможки и доставки такая покупка не бывает выгодной. К тому же есть вероятность приобрести некачественный товар либо попасть на махинации в ходе оформления на таможне.
АвтоВАЗ — это французский производитель с регистрацией в офшоре или почему Лады — настоящие иномарки
Лада стала иномаркой во всех смыслах этого слова. Разбираемся, кому принадлежит отечественный автогигант.
Даже сейчас Лады за что только не ругают: за низкое качество, за высокую цену, несуразный внешний вид. Однако стоит признать, что Лада из 2000-х и Лада сейчас — совершенно разные машины.
Обсуждая это, не все понимают, что Лада по-сути и является иномаркой. Почему? Все просто: АвтоВАЗ за десятилетие плавно перешел под контроль иностранной компании. Для понимания кратко перескажем путь блуждания завода.
Еще в 2007 году компания Renault купила 25% акции АвтоВАЗа, но с такой долей она не могла влиять на политику завода. А хотела. И 2012 год стал переломным в истории российского автопроизводителя: альянс Renault-Nissan и госкорпорация Ростех создают совместное предприятие Alliance Rostec Auto B.V., которому достается более 75% акций АвтоВАЗа. То есть завод по сути переходит под контроль Alliance Rostec Auto B.V.
Главы альянса «Renault-Nissan» Карлос Гон и корпорации Ростех Сергей Чемезов подписывают соглашение о продаже части АвтоВАЗа
А кто же владел самой Alliance Rostec Auto B.V. и, главное, в каких долях? 60% компании принадлежало Renault и Nissan и лишь 40% Ростеху. Впоследствии цифры могли меняться, но лишь в одну сторону: франко-японский альянс процент за процентом увеличивал долю в Alliance Rostec Auto B.V. Соответственно Renault-Nissan по факту стал основным акционером АвтоВАЗа и мог принимать структурные решения.
Интересный момент: компания Alliance Rostec Auto B.V. оказалось почему-то зарегистрировала в голландском офшоре. Так называемая оптимизация налогов через подобные зоны распространённая практика у частных фирм, но когда речь идет о госкорпорации и главном автозаводе страны, то такая ситуация вызывает лишь недоумение.
Шли годы, и к 2018 году голландская Alliance Rostec Auto B.V. уже завладела более 95% АвтоВАЗа. В ее структуре также произошли изменения: Nissan полностью вышел из проекта, продав свои акции французам. В итоге у Renault оказалось на руках 67% акций, доля Ростеха снизилась до 33%.
На данном этапе владельцев стал тревожить один вопрос: так как оставшиеся 4% акций АвтоВАЗа торгуются на Московской бирже, АвтоВАЗу приходится раскрывать всю структуру собственников, финансовые потоки и прибыльность, то есть быть публичной компанией.
По всей видимости такая открытость раздражала собственников, поэтому Alliance Rostec Auto B.V. объявляет о принудительном выкупе оставшихся 4% акции автопроизводителя с биржи. К началу 2019 года дело сделано: голландская фирма становится 100% собственницей АвтоВАЗа и автогигант становится частной закрытой компанией.
После этого Ростех решает еще снизить свою долю в автопроизводителе и продает французам 8% своих акций Alliance Rostec Auto B.V.
На данный момент структура собственников Alliance Rostec Auto B.V. (и соответственно АвтоВАЗа, раз ей принадлежат 100% акции автопроизводителя) такая: 75% владеет Renault и лишь 25% владеет госкорпорация Ростех.
По всей видимости в этом момент правительство спохватилось: огромный завод на 3/4 перешел под контроль иностранной компании, которая единолично может принимать стратегические решения. В добавок к этому 100% акции принадлежит компании в Голландии.
Чтобы получить хоть какие-то рычаги влияния, глава Ростеха Сергей Чемезов пообещал до конца 2019 года перерегистрировать Alliance Rostec Auto B.V. в России. Однако этого до сих пор не сделано, да и без желания французов сделать это невозможно: у Renault контрольный пакет.
Вот так и получается, что в период санкций и тотального импортозамещения главным автопроизводителем страны владеют французы, а зарегистрирован он и вовсе в офшоре.
Революционер Стив
«Я здесь, чтобы вдохнуть новую жизнь в облик автомобилей Lada, изменить эмоциональное отношение потребителей к бренду», — заявил Стив Маттин в интервью «Известиям». Главным дизайнером марки Lada он стал в октябре 2011 года.
К тому времени британец был серьезной величиной в автомобильном мире, автором нескольких революционных моделей. Впервые он прославился благодаря представленному в 1997 году Mercedes-Benz A-Class. И хотя дебют переднеприводного компакта омрачили проблемы с управляемостью и устойчивостью, выглядел он действительно революционно.
В последующие годы Маттин создал множество успешных моделей для Mercedes-Benz. Впрочем, не всегда его стремление к оригинальности приводило к успеху. Вычурный Maybach провалился, а минивэн Mercedes-Benz R-Class, созданный на основе маттиновского концепта Vision оGST, просто не поняли.
Лицо с «Иксом»-6
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Дмитрий Коротаев
Слишком радикальным оказалось видение Маттина и для Volvo — дизайном шведской компании он руководил с 2004 по 2009 год. Во всяком случае, созданные при его участии модели S60 и XC60 позже перенесли рестайлинг, сделавший их облик более консервативным.
Что касается «АвтоВАЗа», то моделям российского автопроизводителя как раз не хватало яркой внешности. Показанная в 2011-м «Гранта» продемонстрировала потолок тольяттинских дизайнеров. Спустя несколько лет, делая машине рестайлинг, Стив не только снабдил ее фирменным «икс-фейсом», но и переделал тяжеловесную корму с нелепыми завитками на крышке багажника.
«Нива» на новый лад
На Московском автосалоне 2016 года Маттин представил концепт Vision 4х4, свое видение автомобиля, который придет на смену классической «Ниве» — внедорожнику Lada 4×4. Нивовские элементы вроде прорезей в задней стойке и бровей поворотников вполне гармонично сочетались с X-образным передком и рельефными «иксами» на боковинах. Чтобы сохранить знакомый трехдверный силуэт, узкие задние двери лишили ручек.
Еще один автовазовский концепт Xcode был создан Рафаэлем Линари, возглавлявшим московскую дизайн-студию «АвтоВАЗа», — но по заветам Маттина. Это была довольно смелая фантазия. Субкомпактным кроссовером размерами меньше Xray планировали привлечь молодежь.
Лицо с «Иксом»-3
Внедорожник Lada 4×4
Фото: ИЗВЕСТИЯ/Алексей Майшев
Однако обновление старых моделей «АвтоВАЗа» было скромным — семейство «Гранта» и компактвэн Largus не получили фирменных выштамповок на боковинах ввиду ограниченности бюджета.
«Стив Маттин сделал то, что до него на „АвтоВАЗе“ не мог сделать никто — единый фирменный стиль, причем динамичный и современный», — считает Игорь Моржаретто. Действительно, модельный ряд «АвтоВАЗа» пришел к относительному единобразию.
«Иксы», пусть и неявственно, просматриваются даже в облике Lada 4×4 Urban, самой возрастной модели российского автопроизводителя.
Современный вид значка, значение логотипа
Когда «Волжский автомобильный завод» превратился в гигантское производственное объединение «АВТОВАЗ» с десятками предприятий, в руководстве серьезно задумались о логотипе, который отразил бы дух времени, но сохранил традиции.
Творческая команда работала год, пока прямоугольник мягко трансформировался в овал, заливка фона стала синей. Значок «Лада» стал на этот раз пластиковым, а ладья — хромированной.
В 2002 году произошло последнее, едва заметное, видоизменение: знак стал объемнее, а ладья — такой, какой потребитель видит ее на современных машинах: парус над дорогой. В этом просматривается прямое соответствие девизу завода: «Лада – ключ к дорогам России».
Эволюция эмблемы «Лада»
В лихорадке строительства завода и выпуска первых авто о товарном знаке инженеры как-то позабыли. Спохватились, когда из Италии пришли комплектующие, в том числе радиаторные решетки, на которых на месте эмблемы красовались пустые места.
Эволюция эмблемы «Лада»
Дизайнеры принялись за дело: В. Антипин повторил абрис и размер фиатовского логотипа, вписав внутри вместо четырех латинских букв три русские.
Автором собственно ладьи, похожей на букву «В», стал А. Декаленков. К его неудовольствию Ю. Данилов творчески переработал лодку. Получилось то, что сегодня считается классической эмблемой.
Первые экземпляры, дополненные, вопреки правилам геральдики, словом «ТОЛЬЯТТИ», изготавливали в Турине. По нелепой случайности букву «Я» внутри слова перевернули задом наперед: получилась латинская «R». Всего 30 первых значков выглядят как «ТОЛЬRТТИ» – этот раритет среди коллекционеров сегодня стоит сотни евро.
Уже на «копейке» эмблема начала меняться: убрали надпись. На «тройке» ладья слегка вытянулась, а окантовка, широкая внизу и узкая вверху, «перевернулась». Прямоугольную форму фирменный знак приобрел на «шестерке».
Первые значки были солидными, выполненными из хрома. Фон, покрытый рубиновым лаком, рельефными волнами создавал эффект плывущей парусной ладьи. Эти варианты логотипов сегодня малочисленные и также очень дорогие.
На «шестерках» стали экономить: фон залили черной краской.
В следующих моделях от волн отказались и вовсе, хром заменили пластиком, пропорции ладьи сплюснули, а края прямоугольной окантовки скруглили.
По личным обстоятельствам
Маттин, как сообщают в пресс-службе «АвтоВАЗа», решил отойти от операционной деятельности по личным обстоятельствам, но согласился остаться в качестве советника президента Ива Каракатзаниса. По информации «Авторевю», сложный 2020-й коснулся и семьи Маттина, поэтому всё лето он провел в Англии. Он принял решение сфокусироваться на личной жизни и сделать паузу в работе.
Лицо с «Иксом»-1
Главный дизайнер Lada Жан-Филипп Салар
Фото: lada.ru
Жан-Филипп Салар до назначения проработал пять лет в должности директора по дизайну Groupe Renault в Восточной Европе. Именно он отвечал за дизайн новых моделей Duster, Logan, Sandero и Arkana. До этого Салар возглавлял команду дизайнеров Renault Samsung Motors в Корее, а еще ранее руководил дизайн-центром Renault в Мумбаи (Индия).
Купить Ладу с завода: что для этого нужно
Приобретение отечественного автомобиля с завода, расположенного в городе Тольятти, является выгодной сделкой, но купить железного коня таким способом отнюдь не просто. Несмотря на то что автомобильные заводы частным лицам машины не продают, выход отыскать можно. Купить новый автомобиль с завода реально через посредника, в данном случае через сотрудника ВАЗа. Следовательно, можно прибегнуть к помощи рабочего персонала либо же устроиться к производителю на работу самому. У сотрудников есть возможность купить Ладу без наценок, которые установлены торговыми дилерами.
Если же подобный способ не подходит, стоит попробовать отыскать у себя в городе организацию, приобретающую авто Лада Веста, Гранта и др. для своих сотрудников. Такие корпорации обладают правом покупки машин прямо с завода.
В российских городах функционируют специализированные официальные центры АвтоВАЗ. Как правило, на сайтах автохолдинга представлен перечень дилеров, реализующих авто без накруток. Как бы там ни было, за услуги подобных центров придется вносить доплату, однако не придется ехать в Тольятти и заключение безопасной сделки реально на месте. Во многих салонах АвтоВАЗа, расположенных в Москве, Санкт-Петербурге и других городах, при покупке Лады Веста, Гранты, Ларгус и других предлагаются лучшие цены, бонусы и льготы. Помимо этого, покупатель получает сервисное техобслуживание, в том числе профилактические осмотры и ремонт.
Узнать, располагает ли представитель завода интересующей моделью Лада, удастся на сайте организации. Если же необходимого авто в наличии не окажется, можно оформить заявку, и новенькую машину доставят прямо с завода. На цену это не повлияет, а транспортное средство доставят в течение недели исходя из местонахождения автосалона. Не советуем бежать в ближайший салон, поскольку многие организации продают авто через посредников по завышенной стоимости. Поэтому лучший вариант – это посещение официального ресурса завода-изготовителя с перечнем легальных представителей, имеющихся в регионах РФ.
Потенциальному покупателю Лады Веста, Ларгус, Гранта или другого авто стоит отслеживать акции и скидки на машины от АвтоВАЗа. Зайдя на сайт производителя, можно ознакомиться с ценами разных моделей, потому как примерно таких цен и придерживается официальный дилер. Вместе с тем на сайте содержатся сведения касательно комплектации машин, вариантов установки вспомогательного оборудования. Если интересует базовая комплектация Лады по выгодной стоимости, тогда это возможно исключительно с АвтоВАЗа в Тольятти. Что касается базовых моделей, преимущественно в дилерских пунктах их реализуют очень редко, поскольку данные авто возить невыгодно. Основной доход продавца приносит продажа дополнительного оснащения. Помимо этого, ожидание «пустой» доставки займет пару месяцев, в то время как лучше доплатить и купить автомобиль, имеющийся на складе.
Основные производства и дочерние компании
В ходе своей деятельности завод открывал сборочно-кузовные, опытно-промышленные производства.
Основными из них к 2014 году были:
- Белебеевский завод «Автонормаль». Находясь в Башкортостане, предприятие выпускало крепежные изделия для внутреннего рынка страны.
- «Димитровградский автоагрегатный завод». Здесь в цехах производили автокомпоненты.
- «Скопинский автоагрегатный завод». Автозапчасти, выпускаемые предприятием, шли на отечественный и зарубежный рынки.
- «АвтоВАЗагрегат». Поставлял на «ВАЗ» узлы и детали.
- ТЭЦ «Волжского автозавода». Станция покрывает потребности автогиганта в энергоресурсах.
«АвтоВАЗагрегат»
Во времена приватизации все производства стали акционерными обществами.
Список дочерних и зависимых предприятий «АвтоВАЗа» значительно длиннее. Сфера деятельности: продажа автомобилей, гарантийное обслуживание и ремонт, реализация запасных частей, финансовые операции по предоставлению ссуд, сдача недвижимости в аренду, прочая коммерческая деятельность.
Наиболее известны: «Лада Спорт» (занимается производством спортивных машин) и «АвтоВАЗ КПП» (специализируется на коробках передач для тольяттинского предприятия).
Покупка новой машины в салоне: на какие моменты обратить внимание
Прежде чем отправляться за новым авто, стоит дозвониться в автосалон и узнать, имеется ли в наличии интересующая модель, сколько придется ждать доставки с завода, проводятся ли акции и скидки.
Когда вы окончательно определились с выбранной моделью, обязательно нужно осуществить тест-драйв машины. Данную услугу обязаны предоставлять официальные центры
Следует весьма осторожно подходить к подбору вспомогательного оборудования, ведь зачастую продавцы пытаются продать транспортное средство, которое имеет максимальную комплектацию. Между тем нет смысла переплачивать за ненужный функционал
Если же машины Лада не пользуется спросом, стоит поторговаться или подождать появление очередных акций. Такие автомобили в основном стоят на складе.
В том случае, если ряд элементов автомобиля продавец предлагает в виде подарка, все должно быть указано в договоре, равно как и сроки доставки, и иные обещания. Когда выбранная машина доставлена, не поленитесь тщательно осмотреть ее, проверить наличие оборудования, взглянуть на лицензию, а также сертификаты качества. Непременно следует проверить все документы и гарантийный талон. В техническом паспорте должны быть указаны сведения относительно даты регистрации, выпуска, VIN-номера. Покупателю вручат счет-справку, где прописана дата приобретения авто, условия сделки, адрес салона
Нередки случаи, когда продавцы хитрят в ходе продажи, потому очень важно все документы тщательно перепроверить, дабы не переплачивать за свою невнимательность
Экспорт автомобилей «ВАЗ»
Поставка продукции «Волжского автозавода» за рубеж началась сразу, как только первые машины стали покидать конвейеры. Название и значок «Лада» тогда применяли только к экспортным вариантам.
Автомобили были современными, хорошо адаптированными к снежным зимам, поэтому пользовались спросом в странах Скандинавии и Западной Европы. Отлично зарекомендовала себя полноприводная «Нива». У этой редкой машины долгое время не было европейских аналогов.
Экспорт автомобилей «ВАЗ»
Волжские авто, которые украшала эмблема «ВАЗ», колесили по дорогам всего мира. К 1990 году четверть производимых автомобилей уходила на экспорт.
В 1995 году за границу пошли машинокомплекты, из которых в Финляндии собирали «ВАЗ-21093». Эту же модель с 2000 года стали производить в трех городах Украины. В Египте с конвейера сходила Lada 2107.
Сейчас 90% экспорта автомобилей приходится на страны СНГ, 3-5% машин уходят в Европу, 1,5-2% — в Африку и Латинскую Америку. В перспективе – рынки Азербайджана, Белоруссии, европейских стран, Африки.
История названий
Многочисленные аббревиатуры и названия продукции советско-российского флагмана автомобилестроения имеют интересные истории и пояснения.
Расшифровка аббревиатуры «ВАЗ»
На заводской табличке автомобилей нанесено название завода-производителя. Когда в советское время выбирали место для автопредприятия, Тольятти, стоящий на великой русской реке, показался наиболее привлекательным местом (по климату, коммуникациям, удаленности от Москвы). Завод назвали «Волжским автомобильным».
Что означает «Лада»
Если расшифровка «ВАЗ» лежит на поверхности, то эмблема «Лады» не совсем понятна, особенно иностранцам. Символика отправляет нас в старину, к древним русским легендам о витязях, победных завоеваниях новых земель на ладьях (парусно-весельных лодках).
Что означает «Лада»
Значок «Лада» разработал один из руководителей завода А. Декаленков. Первоначально в эскизе явно просматривалась буква «В» – первая в названии завода. Позднее эмблема так же, как и значок «ВАЗ», была доработана до современного вида Ю. Давыдовым и группой заводских дизайнеров.
Значение названий моделей
Над созданием названий моделей работают целые отделы еще на стадии разработки. Имя – визитная карточка авто. От названия также зависит и конкурентоспособность машины.
LADA XRAY
«Кроссовер для активного отдыха молодых».
LADA XRAY
Такое имя заложено в аббревиатуре престижной марки автомобиля.
«Гранта»
Имя выбирали всей страной. Был объявлен всероссийский конкурс.
«Гранта»
Из тысяч предложений комиссия выбрала Granta, ориентируясь на английское прочтение: «дар» или «дарить».
Lada Largus
Название появилось неслучайно: кузов универсал ассоциируется с испанским «largo» (длинный).
Lada Largus
С английского «large» также переводится как «большой».
«Нива» и LADA 4X4
4Х4 обозначает полный привод (на все четыре колеса).
LADA 4X4
Название «Нива» дал главный конструктор внедорожника П. М. Прусов, который составил аббревиатуру из начальных букв имен детей – своих и друга.
«ЛАДА КАЛИНА»
Имя было выбрано в результате конкурса.
«Лада Калина»
Победителем стал житель Красноярска увидевший в кусте калины символ России. Члены комиссии с ним согласились.
Что означают цифры в названии моделей
Индекс каждого автомобиля состоит из букв (название завода-изготовителя) и цифрового кода:
- Первая цифра – класс авто. В «Ладах» это «2» — означает: автомобиль с объемом двигателя не более 1,8 л.
- Вторая цифра – вид авто. В цифровом коде «Лады» это «1», что значит «легковой автомобиль».
- Третья и четвертая цифры – модель — от 01 до 99.
- Пятая цифра – модификация — от 1 до 9 (или 0, если отсутствует).
Шестая цифра в индексе существует только для обозначения номера экспортного варианта.
Другие аббревиатуры и сокращения «АвтоВАЗа»
К названиям автомобилей «Веста» и «Ларгус» добавлены буквы CNG. Это сокращение от Compressed Natural Gas – «сжатый природный газ».
Небольшие доработки кузовов (редко – моторов) для повышения потребительского спроса называются рестайлинг. Модели с изменениями помечают буквами FL (сокращение от Facelift).
Жаргонизмы
«Лада» – действительно народный автомобиль. А народ любит давать клички, да и в шоферской среде существует особый сленг.
По аналогии с расшифровками «УАЗ», «ГАЗ», «ВАЗ с легкой руки юмориста М. Задорнова распространился мем «ТАЗ» – Тольяттинский автомобильный завод. В дальнейшем «ТАЗ» трансформировался в ироничное «тазик».
Автомобиль «Самара» стали называть «истребителем» за пристрастие владельцев именно эту марку тюнинговать под «спортивный» стиль. А за характерную форму капота и радиаторную решетку «восьмерку» и «девятку» автовладельцы остроумно окрестили «зубилом».