Как самому проверить аккумулятор мультиметром?

Проверка уровня электролита в аккумуляторе

Ещё один удобный и надёжный метод, который, правда, подойдёт только для проверки обслуживаемых аккумуляторов, это проверка уровня электролита. Метод немного сложнее, чем предыдущие, однако даёт хорошее представление о состоянии АКБ и расскажет, что у него внутри.

Сначала снимите аккумулятор и полностью очистите его от грязи. Напомним, что это лучше делать ветошью, грязь и незначительная коррозия также могут быть счищены с помощью средства для мытья стёкол на основе аммиака.

Далее нужно открыть две пробки заливных отверстий. Их нужно легко поддеть отвёрткой и открутить, под ними скрывается шесть заливных отверстий. Уровень электролита в них проверяется на глаз, его видно при свете фонарика. Если везде одинаковый уровень жидкости – то всё в порядке, если где-то жидкость не покрывает пластину, нужно добавить дистиллированной воды.

Вообще, эту процедуру нужно проводить регулярно, так как при каждой зарядке аккумулятора электролит в небольших долях разлагается на водород и кислород. При отсутствии регулярного обслуживания АКБ просто выйдет из строя.

Нормой считается уровень, превышающий высоту пластин примерно на один сантиметр, либо ниже горловины заливного отверстия на три миллиметра. В случае необходимости, в обслуживаемый аккумулятор стоит долить дистиллированную воду, но мы ещё раз напоминаем: если на аккумуляторе имеется пометка «необслуживаемый», или же производители данной конкретной модели АКБ не рекомендуют доливать в него дистиллированную воду, вам остаётся лишь прибегнуть к предыдущим методам проверки и, в случае необходимости, заменить аккумулятор.

Знание, как правильно проверять АКБ, важно при покупке автомобиля с пробегом. Зачастую продавцы машин хотят сэкономить на мелочах, в том числе продавая автомобиль с разряженным аккумулятором, что может привести к негативным последствиям для нового владельца. Всегда будьте начеку и проверяйте на деле то, что говорит продавец об исправности своей машины

Всегда будьте начеку и проверяйте на деле то, что говорит продавец об исправности своей машины.

И не забудьте проверить историю автомобиля перед покупкой. Сделать это можно с помощью онлайн-сервиса «Автокод» по VIN или гос. номеру. Система проверяет машину более чем по 12 официальным базам: ГИБДД, ЕАИСТО, РСА, реестры такси и банков, ФНС, ФТС и другим

Из отчета вы узнаете: реальный пробег, есть ли ограничения ГИБДД, данные ОСАГО, таможенную историю, историю штрафов, участие в ДТП и много другой важной информации

Если у вас нет взоможности выехать на осмотр или вы просто сомневаетесь в своем опыте, закажите услугу выездной проверки Автокод. Эксперт приедет на осмотр и проведет комплексную диагностику автомобиля, не оставив никаких сомнений в вашем выборе ТС.

Тестирование батареек аккумулятора

Чтобы выявить, какая из «банок» акб неисправна, нужно выпаять каждую и измерить напряжение на полюсах.

Для подсоединения к прибору используют щупы, один из которых (красного цвета) подсоединяют к положительному, а второй (черный) — к отрицательному полюсу накопителя. На дисплее мультиметра высветится значение в вольтах.

Шуруповерты марки «Макита» с Li-lon должны показывать напряжение в 3,6 — 3,8В. Это соответствует характеристикам литий-ионных батарей. В простых китайских моделях Budget, российском Интерскол с Ni-cd значение должно быть — 1,4В, минимальное значение — 1,2В.

Отклонение от параметров указывает, что «банки» вышли из строя.

Бывает, что проверка таким способом не показывает никаких неисправностей, хотя аккумулятор быстро садится. Тогда проверяют каждую батарею при помощи лампочки (25 Ватт и 12В). Используют также резистор для замера уровня сопротивления, например, на 10 Ом.

При их подключении друг к другу на пару минут яркость не должна меняться. Если она гаснет или мерцает, то накопитель имеет недостаточную емкость.

Также сравнивают значения сопротивлений у всех акб, предварительно отсоединив их от термодатчика.

Уровень сопротивления в батарейке вычисляется по формуле:

N:A-S,

где N — напряжение, A — сила тока, S — сопротивление резистора.

Допустим, величина первой акб получилась 0,60 Ом, а второй — 5 Ом. Это значит, что вторая батарейка непригодна для эксплуатации.

Никель-кадмиевую батарейку можно восстановить, если попытаться восполнить недостаток электролита. Для этого в корпусе акб со стороны минуса нужно проделать шилом отверстие. Залить при помощи шприца 1 кубик дистиллированной воды. Закупорить дырку эпоксидным клеем и собрать аккумулятор.

Все остальные типы «банок» (Li-lon, Ni-mh) восстановлению не подлежат. В этом случае нужно будет купить аналогичную батарейку и провести замену.

Проверка акб помогает выявить причину неработоспособности батареи и устранить ее. При этом экономятся средства на покупку нового устройства.

Как проверить аккумулятор ареометром и мерной трубкой

Электролит – это кровь любой аккумуляторной батареи. Поэтому чтобы проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, нужно обязательно измерить уровень и плотность электролита в нём.

Уровень электролита измеряется при помощи прозрачной стеклянной мерной трубки, а его плотность – специальным прибором, который называется ареометр. И уровень, и плотность электролита замеряются в каждой банке (отверстие для заливки электролита) аккумулятора отдельно.

Чтобы узнать уровень электролита в конкретной банке аккумуляторной батареи нужно опустить в неё мерную трубку, а после того как она упрется в сетку сепаратора, пальцем зажать её верхний конец (как на рисунке выше) и вытащить наружу. В нижнем конце трубки будет находиться электролит, уровень которого соответствует уровню электролита в банке аккумулятора.

Нормальным уровнем электролита в банках аккумулятора считается уровень, соответствующий 10-15 мм.

При пониженном уровне электролита в банке, следует долить дистиллированную воду. А если уровень повышен, то его нужно привести в соответствие с нормой.

Также обратите внимание на цвет электролита – он должен быть прозрачным. Его потемнение указывает на оплывание пластин аккумулятора, вызванное нарушением режима зарядки или попаданием внутрь каких-то посторонних примесей, и говорит о скорой потере батареей способности держать нагрузку

Плотность электролита также измеряется в каждой банке АКБ отдельно. При проверке аккумулятора автомобиля на работоспособность, по плотности электролита можно определить степень его разряда.

Чтобы проверить плотность аккумулятора ареометром необходимо патрубок прибора опустить до упора в открытую банку АКБ, после чего, при помощи груши в его верхней части, нужно втянуть внутрь такое количество электролита, чтобы поплавок всплыл. В результате, деления на поплавке внутри колбы ареометра укажут плотность электролита, находящегося в нём.

Подробнее о том, как проверить плотность аккумулятора ареометром, смотрите на видео в конце этой статьи.

В таблице ниже приведены нормы значений плотности электролита в автомобильных аккумуляторах, в зависимости от климатических зон эксплуатации автомобиля.

Климатические зоны (средняя месячная температура воздуха в январе) Плотность электролита приведенная к 25 °С, г/см3
Заливаемого В полностью заряженной батарее
Очень холодная зона(от -50 °С до -30 °С) 1,27 1,29
Холодная зона(от -30 °С до -15 °С) 1,26 1,28
Умеренная зона(от -15 °С до -4 °С) 1,24 1,26
Жаркая зона(от -15 °С до +4 °С) 1,22 1,24
Тёплая влажная зона(от +4 °С до +6 °С) 1,20 1,22

Принято считать, что для России нормальная плотность электролита в аккумуляторе автомобиля составляет 1,27 г/см3.

Понижение плотности электролита на 0,01 г/см3 от нормы соответствует его разряженности (потере ёмкости) примерно на 5-6%. Таким образом, если ареометр покажет, что замеряемая плотность электролита равна, к примеру, 1,22 г/см3, то это означает, что аккумулятор разряжен на 25-30%.

Что такое мультиметр

Мультиметр является комбинированным измерительным прибором, выполняющим функции нескольких приборов:

  • амперметра;
  • вольтметра;
  • омметра.

Сегодня популярны цифровые приборы, но также актуальны и аналоговые.

Схема устройства

Прежде чем рассказать, как протестировать батарею тестером, рассмотрим схему его устройства. На самой простой схеме устройства представлены 3 резистора с шунтами для определения сопротивления в Ом: 0.5; 4.6; 46.3.


 Схема прибора

При переключении к другим выходам устройство производит определение силы тока по 3 показателям в аМ: 3, 30, 300. Шунты – это своеобразная защита при измерении различных размеров тока.

Измерение показателя – напряжение тока в трёх диапазонах в В: 3, 30, 300 производится дополнительными резисторами: 950 Ом, 10 и 100 кОм. Прибор используется исключительно для тестирования данных постоянного тока.

Для чего используется

Мультиметр является многофункциональным универсальным тестером. Он заменяет сразу три измерительных прибора, таких как: омметр, вольтметр и амперметр, поэтому с помощью него можно измерить такие показатели на участке электроцепи, как:

  1. Сопротивление.
  2. Напряжение.
  3. Силы тока.

Таким образом, с помощью устройства измеряют постоянное и переменное напряжение, постоянный ток.

Измерение напряжение аккумулятора

Важным показателем АКБ является его напряжение. Именно поэтому многие проводят замер именно этого показателя.

При работающем двигателе, есть возможность провести замер напряжения. Нормальным напряжением считается показатель от 13.5 до 14 В. А вот напряжение выше этого показателя на момент работы двигателя говорит о том, что АКБ имеет низкую зарядку и регулятор напряжения подает с генератора большее количество энергии для его зарядки. Стоит учесть, что зимой это частое явление, так как аккумулятор за ночь может серьезно разрядиться.

Повышение напряжения на аккумуляторе – явление, которого не стоит бояться. Если с техническим состоянием электрооборудования автомобиля все в порядке, через 10 минут показатель напряжения стабилизируется и будет в пределах 14 В.

Однако, если через 10 минут этого не произошло, тогда стоит задуматься о состоянии регулятора напряжения. Постоянная работа при подобных показателях может привести к выкипанию аккумулятора. Еще одно явление, которое определяет проблему с неправильным показателем напряжения – прохождение процесса окисления на контактах.

Для предотвращения подобного явления, нужно зачистить контакты. При падении напряжения ниже 13 В, следует провести замену АКБ, так как подобные данные говорят о его неисправности.

При проведении измерений на момент заглушенного двигателя, можно выделить следующие нюансы:

  1. Напряжение менее 12 В может привести к тому, что автомобиль не заведется, особенно на момент холодов. При падении температуры окружающей среды, масло в двигателе загустевает, также меняются свойства топлива. Поэтому АКБ не может провернуть коленчатый вал, так как требуется больше усилий при подобных условиях.
  2. Нормальным напряжением, которого будет достаточно для завода двигателя, можно считать 13 В.
  3. Измерение следует проводить не сразу после окончания движения, а перед его началом.
  4. Высокий уровень заряда говорит о способности аккумулятора держать напряжение на протяжении длительного времени. Чем меньше уровень заряда, тем быстрее проходит его потеря. Поэтому новые аккумуляторы или те, которые находятся в хорошем техническом состоянии, способны на протяжении длительного промежутка времени сохранять свою работоспособность даже без подзарядки.

Вышеуказанные нюансы рекомендуется учитывать при проверке состояния АКБ автомобиля.

Проверка емкости АКБ шуруповерта

Проверять емкость аккумулятора шуруповерта следует, определив вначале текущие показатели напряжения. Снятие показателей проводится в процессе зарядки АКБ. С помощью мультиметра или вольтметра через 30 минут после включения батареи в сеть снимается первый показатель напряжения (U). Он должен быть 13 В. Затем еще спустя полчаса — второй показатель, в норме он 13,5 В. Напряжение растет постепенно, за два часа оно увеличивается приблизительно до 14 В, а если элемент питания полностью заряжен — 17 В.

После этого тестером измеряется напряжение между полюсами

Важно учитывать, что показатель, полученный при таком замере, является числом «покоя» или «холостого хода», без нагрузки. Рабочее U составляет, обычно, 14,4 В (на 12 банок АКБ), а «холостое» — 17 В

Если значение U ниже, это означает, что некоторые части батареи могли выйти из строя, или же она зарядилась не полностью. Эта простая первичная проверка напряжения помогает понять, насколько работоспособен аккумулятор шуруповерта и есть ли необходимость в его замене.

Теперь, исходя из показателя напряжения, можно определить емкость. В данном случае, понадобится дополнительная нагрузка на АКБ с известными параметрами мощности в виде лампочки в 10 Вт, рассчитанной на известное напряжение аккумулятора 17-18 вольт.

К полностью заряженному аккумулятору с помощью двух проводков подсоединяется лампочка. Она начинает гореть, и на часах засекается то время, за которое она потухнет до конца. Обычная АКБ шуруповерта китайского производства с оптимальной (нормальной) емкостью в 1,3 Ач будет разряжаться через лампочку в 10 ватт около 2,5 часов. Чтобы ускорить процесс, можно использовать лампочку в 20 ватт, и тогда аккумулятор разрядится быстрее — примерно за 1 час 10 минут.

Если лампочка потухла быстро (к примеру, через полчаса) вычисляем емкость АКБ по следующей простой формуле: Емкость = 10 Вт / 18 В х 0,5 часа = 0,28 ампер в час. Это означает, что батарея, к сожалению, уже не может накопить в себе больший заряд и нуждается в замене.

Замер

Тестер/анализатор аккумуляторов

Для примера будет взять тестер, используемый для замера заряда аккумулятора и генератора. Тестер, в отличие от мультиметра и других аналогичных приборов, имеет упрощённый внешний вид, и более удобен в эксплуатации, потому что все снимаемые показатели выводятся на экран или дисплей уже с расшифровкой снятого значения.

Узнай время зарядки своего аккумулятора

Стоит отметить, что в последние годы набирают обороты китайские приборы. Обусловлено это низкой ценой при неплохом качестве, и большим выбором различного оборудования.

Проверить заряд аккумулятора тестером можно несколько шагов:

  1. Открывается доступ к АКБ (клеммы скидывать не обязательно). Измерение постоянного тока
  2. Подключается тестер (сначала соединяется плюсовая клемма с «крокодилом» тестера, затем отрицательная).
  3. На дисплее тестера появляется значение, и загорается светодиодная лампа около соответствующей надписи (полный заряд, средний, разряженный).

Проверка генератора производится довольно просто:

  1. Выполняем все 3 пункта для замера заряда (описаны выше).
  2. Тестер оставляется подключённым к АКБ, и авто заводится.
  3. После того, как автомобиль завёлся, определяется и отображается подаваемое генератором напряжение на дисплее тестера. На устройстве загорается соответствующий светодиод около надписи, расшифровывающей значение, которое высветилось на дисплее (нормальный заряд, высокий, маленький).

Тестер ёмкости аккумуляторов

Если необходимо протестировать работу генератора, то тестер не отключается от сети, и проводятся испытания с включением различных потребителей (фар, печки, дворники), и, наблюдая за «проседанием» напряжения по тестеру можно сделать вывод о работе автомобильного генератора.

Напрашивается логический вывод — проверить тестером зарядку аккумулятора и генератора немного проще, чем другим оборудованием, потому что нет необходимости расшифровывать получаемые при замерах значения.

Для того, чтобы проверить емкость аккумулятора тестером, достаточно приобрести соответствующий вид прибора (принцип работы и подключение у всех одно). Существуют устройства с возможностью измерить зарядку, ток холодной прокрутки, сопротивление, ёмкость и другие параметры (на одном приборе), но стоят они значительно дороже – при покупке такого оборудования автолюбители получат высокопрофессиональный прибор, но большинство его функций может не пригодиться в обычной жизни. Поэтому покупка тестера под определённые потребности более выгодна.

Как проверить аккумулятор автомобиля тестером можно увидеть на видео.

Проверка аккумулятора мультиметром или как сделать тест на герметичность крышки батарейного отсека с помощью мультиметра

Накапливание отложений на крышке аккумулятора является частой причиной появления «мертвой» батареи. Когда грязь и кислота смешиваются и накапливаются в верхней части и клеммах, заряд медленно начинает вытекать. Чтобы проверить, достигла ли ваша батарея точки утечки, используйте мультиметр.

Установите вольтметр на низкое значение на шкале напряжения. Включите вольтметр. Затем прикоснитесь к отрицательной клемме аккумулятора (-) черным датчиком вашего измерителя и коснитесь грязной крышки аккумулятора красным датчиком. Если ваш измеритель регистрирует даже небольшое количество напряжения, знать грязь проводит ток и есть утечка.

Как с помощью мультиметра проверить АКБ шуруповерта

Многие люди не знают, как проверить аккумулятор шуруповерта. Сделать это можно несколькими способами.

Проверка под нагрузкой

Лампа автомобильной фары используется для создания нагрузки на АКБ

Если человеку нужно разобраться, насколько быстро будет разряжаться накопитель, его придется проверять под максимальной нагрузкой. Ее мощность равна половине силы тока, которая отдается аккумулятором. Чаще всего это значение составляет около 30-40 Вт. Поэтому, чтобы создать нагрузку, можно воспользоваться обычной лампой от фар машины.

При проведении измерений батарея подключается к источнику нагрузки при помощи амперметра. Чтобы измерить показания, необходимо воспользоваться вольтметром. Аккумулятор включается на 3-4 минуты. Во время его работы напряжение не должно опускаться ниже 12.4 В.

Проверка элементов питания накопителя

Поломка аккумуляторной «банки» часто приводит к ухудшению работы АКБ

Если в ходе предварительных проверок были выявлены неисправные компоненты, придется разбирать батарею и извлечь все основные элементы питания. Возможно, один из них вышел из строя и именно из-за этого ухудшилась работоспособность аккумулятора.

Для начала необходимо внимательно осмотреть соединения. Довольно часто они повреждаются, что приводит к общему понижению параметров батареи. Если визуально все в порядке, надо прозвонить «банки». Напряжение этих элементов не должно опускаться ниже 1.2 В.

Проверка по величине сопротивления

Проверить работоспособность батареи можно при помощи сравнения внутреннего сопротивления «банок». Чтобы узнать эту величину, придется поделить напряжение на силу тока и отнять нагрузочное сопротивление.

Для нагрузки рекомендуется использовать резистор на 10 Ом. Если полученное значение меньше 1 Ом, значит аккумулятор функционирует нормально.

Как измерить емкость

Емкостный тестер используется для точного определения емкости АКБ

Чтобы определить настоящую емкость батареи, необходимо воспользоваться специальными емкостными тестерами. Во время работы такие устройства отправляют аккумулятору зондирующие импульсы. При получении ответного сигнала тестер анализирует их при помощи установленного процессора и делает необходимые вычисления, в результате которых можно узнать реальную емкость. Данная информация выводится на дисплей.

Как проверить ток утечки

Чтобы узнать ток утечки, придется воспользоваться мультиметром. Это универсальное устройство, которое может работать как амперметр, омметр и вольтметр. Для измерения утечки тока необходимо выполнить такую последовательность действий:

  1. Установить в мультиметре определение ампер на 10 А.
  2. Разорвать цепь и в место разрыва на отрицательном полюсе подсоединить измеряющее устройство.
  3. Ознакомиться с показаниями на дисплее.

Нормой считаются показания на уровне 30-70 мА.

Проверка остальных параметров

Единственный параметр, который осталось определить во время диагностики неисправностей аккумулятора — его саморазряд. На самом деле сделать это довольно легко. Необходимо ежедневно проводить замеры напряжения в течение месяца. Это позволит понять, насколько сильно разряжаются батареи.

Довольно часто случается такое, что шуруповерт перестает работать из-за неисправности аккумулятора. Чтобы убедиться в том, что он действительно вышел из строя, необходимо его проверить. Однако перед этим надо разобраться с тем, как правильно проводить такую проверку.

Как проверить АКБ

Изучая, как померить емкость аккумулятора мультиметром, необходимо рассмотреть процедуру для батареи транспортного средства. Полноценная проверка автономного источника питания позволит избежать неполадок в электросети автомобиля, продлить срок эксплуатации АКБ.

Сначала аккумулятор необходимо отсоединить от системы машины. Допускается отключать только контакт «минус». Далее нужно включить мультиметр. Режим теста устанавливается в диапазон от 0 до 20 В.

Щупы мультиметра подсоединяют к контактам аккумулятора. К положительной клемме подводится красный провод, а к отрицательному выходу – черный. При правильном выполнении этой процедуры на экране прибора появится результат измерений.

Измерения при работающем двигателе

Поставьте авто на ровную площадку, откройте капот, поставьте на ручник и заведите. При заведенном моторе работает генератор и регулятор напряжения, которые заряжают аккумулятор. Поэтому напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5-14 вольт. В некоторых авто при разряженной АКБ и низкой температуре воздуха электроника автоматически увеличивает напряжение, чтобы ускорить зарядку. При этом оно должно плавно опускаться по мере заряда. Если этого не происходит, в банках активизируется процесс электролиза. Электролит начнет интенсивно выкипать. Перезаряд особенно опасен для современных гелевых батарей с ограниченным газовыделением.

Напряжение менее 13,4 вольт — признак недозаряда. Работа в таких условиях способствует сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи.

При измерении напряжения нужно отключить все мощные потребители: фары, отопитель, аудиосистему. Иначе мощности генератора при работе на холостом ходу будет недостаточно для поддержания оптимального уровня напряжения.

Возможно несколько причин пониженного напряжения на клеммах:

  1. Плохой контакт.
  2. Поломка генератора.
  3. Неисправность регулятора напряжения.

Нельзя эксплуатировать машину, аккумулятор которой работает в режиме недозаряда. Нужно безотлагательно локализовать и устранить причину сбоя. Если напряжение на клеммах и выходе генератора сильно отличается, нужно зачистить контакты на АКБ наждачкой или надфилем.

После проверки без нагрузки нужно включить фары и другие мощные потребители энергии, добавить обороты двигателя и повторить измерения. Если на высоких оборотах под нагрузкой напряжение падает до 13,4 вольт и ниже — требуется диагностика системы генератора и блока управления.

Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?

Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.

Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».

Виды накопителей в аккумуляторах и их свойства

Батарейки устроены на основе процесса электролиза. Он основан на преобразовании энергии при помощи реакций восстановления и распада. Происходит при помощи анода и катода.

В зависимости от основных составляющих выделяют три типа батареек:

  • никелевые;
  • свинцовые;
  • литий-ионные.

Никелевые

Популярны в шуруповертах, бытовой технике, мобильных телефонах, как замена накопителей типа АА или ААА. Обладают большой емкостью и способностью к саморазряду. Среди них в шуруповертах применяют 2 варианта «начинки»: никель в сочетании с кадмием Ni-cd) или металлгидридные (Ni-mh).

Никель-кадмиевые акб. Наиболее распространенный вид. Удельная электроэнергия каждой батареи — 65 кВтч/кг. Быстро заряжаются. Надежны и долговечны (число циклов заряда—разряда — 3500). Напряжение обычно 1,2 В. Среди минусов Ni-cd: «эффект памяти».

Свинцовые

Используются в ИБП, автомобильных системах с напряжением в 12.7В. Имеют меньшую емкость, в 2-4 раза меньше, чем никелевые аналоги. Служат дольше, чем все остальные. Способны выдерживать большие нагрузки.

Недостаток: токсичность.

Литиевые

Самые дорогостоящие варианты. Применяются в шуруповертах марок makita, bosch. Основные принципом работы является процесс распада вещества на ионы, поэтому акб носят название как литий—ионные и имеют маркировку Li-lon.

Один из распространенных типов литиевых акб — имеющий маркировку 18650. Название этой батарейки указывает на ее размеры (18×65 mm). Емкость 1,6—3,6 А/ч. Напряжение — 3,7В.

Прежде чем проверить аккумулятор, нужно устранить «эффект памяти», который появляется у акб при неправильной зарядке и саморазряде. Это свойство батарей накапливать кристаллы, которые мешают полностью заряжаться.

Эффект саморазряда у Ni-cd достигает 20%, Ni-mh — 30%, Li-lon — 8%.

Для устранения «памяти» аккумулятора нужно провести 3—4 цикла разряд—заряд. Делать это можно через нагрузку. Она обеспечивается при помощи обычной лампы накаливания в 12В, подсоединенной к мультиметру и акб (инструкция правильного подсоединения описана ниже).

При многократном повторении операции аккумулятор восстанавливает первоначальную работоспособность, если причина была в недостаточной емкости и «эффекте памяти».

Полезные советы

Приведем несколько рекомендаций, касающихся использования батареек, а также их утилизации:

  • Не затягивайте с проверкой и сортировкой скопившихся дома элементов питания. При отсутствии новых батареек или недостаточном их количестве вы сможете при необходимости временно использовать протестированную.
  • Севшие в бытовом приборе элементы питания необязательно менять полностью. Обычно разряд их наступает неодновременно, и проверка выявит аккумуляторы, которые могут эксплуатироваться дальше.
  • Не храните дома непригодные к работе батарейки и, тем более, не держите их в корпусе аппаратуры. Зачастую из них вытекает электролит, и это приводит к порче находящихся рядом вещей.

Не пытайтесь как-либо повредить корпус элемента питания – находящаяся в нем жидкость (кислота или щелочь) может попасть на кожу, причинив химический ожог.

Кроме того, использованные батарейки не стоит бросать в мусорные баки. Содержащийся в них электролит вреден для окружающей среды, поэтому элементы питания подлежат утилизации в местах, которые предназначены специально для этой цели.

Какое напряжение на аккумуляторе автомобиля вообще считается нормальным

Здесь также имеется в виду напряжение заряженного аккумулятора автомобиля без нагрузки. Это 12,5–13,2 В. Последний вольтаж получается по окончании подзарядки. Какое напряжение должен показывать заряженный аккумулятор автомобиля после 12-часовой выдержки с заглушенным двигателем? Это 12,6–12,8 В. Чтобы получить точные данные, измерения осуществляются где-то через 12 часов после того, как двигатель перестал работать. Это может быть, например, утро, когда машина ночь провела на стоянке или в гараже. Перед измерением одну клемму («массу») снимите с аккумулятора. Удержать свой заряд без изменений новая и заряженная батарея ёмкостью, например, 50 А/ч сможет 141 сутки (при плюсовой температуре воздуха), если она отсоединена от бортовой сети автомобиля. При подключении к ней время сохранения заряда уменьшается в 2 раза. Почему? Даже при заглушенном силовом агрегате и выключенном зажигании потребление тока продолжается: например, из-за подключённой сигнализации утечка составляет от 0,02 до 0,05 А/ч.

Минимальное напряжение

Чтобы избежать глубокого разряда батареи, что чревато необратимыми химическими процессами (сульфатацией), и выхода АКБ из строя, необходимо постоянно контролировать напряжение. Минимальное напряжение автомобильного аккумулятора – 10,5 В (воспользуйтесь ЗУ для восстановления работоспособности изделия). Иное дело U = 9 В. При таком значении нормально зарядить изделие можно только качественным ЗУ. Но даже восстановленная АКБ вряд ли будет полноценно работать. Есть, конечно, специальные схемы по десульфатации батареи, но, стоит повториться, 100%-го эффекта это не даст. Подобная ситуация может говорить о возможном замыкании между пластинами.

Под нагрузкой

Измерение напряжения на клеммах аккумулятора под нагрузкой подразумевает использование специального прибора – нагрузочной вилки. Но не забывайте: посредством устройства определяется всего лишь общая работоспособность батареи и степень её заряженности либо, наоборот, разрядки. Данный аппарат не определит ёмкость АКБ и начавшуюся сульфатацию (если она идёт, конечно). Исходя из этого, очевидно, что показания прибора не позволяют сделать вывод о сроке эксплуатации АКБ. Аппарат состоит:

  • из корпуса с мультиметром;
  • спирали, выполняющей функцию сопротивления;
  • проводов, оканчивающихся зажимами типа «крокодил»;
  • включателя.

Всего встречается два типа приборов: аналоговые (со стрелкой) и цифровые. Последние пользуются большей популярностью, так как выдают более точные показания. Практически все вилки предназначены для работы при положительной температуре от +1 до +35 градусов. Но есть и дорогие модели, способные исправно функционировать и в тридцатиградусный мороз. Создаваемый прибором ток колеблется в пределах 100–200 А. В некоторых моделях это значение можно регулировать. Время проверки аккумулятора под нагрузкой – не более 10 сек. Интересно, что по стандартам Евросоюза оно доходит до 20 сек. Нормальное напряжение аккумулятора автомобиля без нагрузки – 12,6–12,7 В.

При работающем двигателе

При заведённом моторе напряжение на аккумуляторе автомобиля из-за генератора будет несколько выше – 13,6–14,2 В. Оговорка: в течение десяти минут после пуска оно выше. Проверку напряжения на аккумуляторе автомобиля при работающем двигателе следует производить после того, как мотор проработает хотя бы 15 минут. Далее включите все потребители энергии в авто:

  • стеклоочистители;
  • обогреватель заднего стекла;
  • отопитель (на максимальном режиме);
  • дальний свет;
  • магнитолу.

Показания вольтметра должны измениться незначительно – на 0,2–0,3 В. Если напряжение аккумулятора автомобиля при работающем двигателе падает на большее значение, возможны проблемы с генератором. Здесь имеет смысл сделать небольшое отступление. В некоторых машинах (например, ВАЗ2108–2115) на конвейере ставят стандартный родной генератор, выдающий 80 А. Если задействовать потребители, а многие ещё пользуются такими штуками, как сабвуфер, усилитель к магнитоле (особенно если громкость вывернуть на полную мощность), то генератор просто не справляется с нагрузкой, и напряжение на АКБ становится меньше нормы. Решить проблему можно только одним способом: приобрести генератор на 100 А (он подходит по креплениям).

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомастер
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: