Как подбирать поршневые кольца?
Замена поршневых колечек – это одна из операций капитального ремонта
Купить лицензионную оригинальную деталь безусловно важно, но это не единственный вопрос, на котором стоит фокусироваться. Основа капремонта – грамотная дефектовка с использованием поверенного измерительного инструмента высокой точности
Не нужно быть экспертом, чтобы понимать, что одно дело заменить кольца на малом пробеге (60-80 тыс. км) по причине закоксовки, а совсем другое – замена колечек по причине физического износа, наступающего на пробеге, близком к проведению капремонта. Так вот, в первом случае, достаточно просто заменить комплект уплотнений, а во втором – необходимо детально осматривать всю «поршневую».
Предмет осмотра – это весьма обширная тема, излагать которую – удел отдельной статьи. Поэтому, остановимся на паре поршень-цилиндр. К моменту капремонта наступает такой износ цилиндров, при котором заводские кольца не в состоянии обеспечивать надежное уплотнение. Тогда говорят о том, что цилиндры необходимо расточить, а кольца и поршни – заменить на аналоги с ремонтными размерами.
Подробности о ремонтных размерах обычно указываются в книге по эксплуатации
Для покупки поршневых колец важно знать точную марку двигателя и размеры поршня/цилиндра. Фирма выбирается на свой вкус, но лучше оригинала обычно не отыскать
При этом важно овладеть навыками отличия подделки от оригинала. В их числе – осмотр кромок колечек (все должны быть одинаковыми), замка (цвета побежалости и грубой обработки не допускаются) и пр.
Маслоотражательные кольца
Конструкции подшипниковых узлов. |
Маслоотражательные кольца и канавки применяются при жидкой смазке и окружных скоростях свыше 6 м / с. На валу 4 ( рис. 41, г) ставят кольца 6 либо изготавливают выступы заодно с валом. Центробежная сила отбрасывает масло с кольца в кольцевую канавку крышки, откуда оно через отверстие стекает в корпус.
Маслоотражательные кольца применяют для предотвращения утечки жидкой смазки из корпуса. Попадая на кольцо ( или в канавку), смазка отбрасывается центробежной силой в полость крышки, а затем стекает в корпус. Наиболее эффективно работают эти уплотнения при высоких окружных скоростях в узлах с применением жидкой смазки.
Основные размеры маслоотражательных колец, мм. |
Маслоотражательные кольца выполняют за одно целое с валом ( рис. 19, а), устанавливают в канавку на валу ( рис. 19 6) или укрепляют на нем. Для маслоотражательных устройств характерны простота конструкции, отсутствие трения и износ деталей уплотнения.
Уплотняющие устройства. |
Маслоотражательные кольца и канавки на валах ( рис. 19, б) необходимы для предотвращения утечки жидкой смазки из корпуса. Эти уплотнения работают наиболее эффективно при высоких окружных скоростях и только в узлах, смазываемых жидкими маслами.
Маслоотражательные кольца выполняют за одно целое с валом ( рис. 19, а), устанавливают в канавку на валу ( рис. 19, б) или укрепляют на нем.
В некоторых конструкциях вместо уплотнительных устройств применяют маслоотражательные кольца ( см. фиг.
Для предотвращения утечки из корпуса жидкой смазки широко используются маслоотражательные кольца ( фиг. Смазка, вытекающая из корпуса, попадает на отражательное кольцо или в канавку и центробежной силой отбрасывается в полость крышки, откуда стекает обратно в корпус подшипника по специально предусмотренному для этой цели каналу. Маслоотражательные кольца могут выполняться за одно целое с валом ( фиг. Маслоотражательные канавки могут быть одинарными ( фиг. Эти уплотнения работают наиболее эффективно при высоких окружных скоростях и только в узлах, смазываемых жидкими маслами.
Во избежание утечки масла на шейки червячного вала надеты маслоотражательные кольца, а крышки подшипников кроме масдоудерживающих лабиринтов имеют ушютнительные кольца из резины. Для проверки уровня масла в редукторе служит маслоуказатель. На хромированном стержне маслоуказателя имеются две отметки: нижняя-показывает наличие минимального количества масла в редукторе, при котором еще допускается его работа; верхняя — свидетельствует о-том, что масляная камера редуктора заполнена.
На ротор надевают неразъемные детали щелевых уплотнений, торцовые уплотнения и маслоотражательные кольца.
Для уменьшения утечки масла по валу нз картера или рамы ранее широко применялись маслоотражательные кольца, которые вытачивались на валу или насаживались на него.
Коленчатый вал дизеля Д-54 А с центробежной очисткой масла. |
Так как передний и задний концы коленчатого вала выходят из блок-картера наружу, то, чтобы масло не вытекало из картера, на концах вала устанавливают маслоотражательные кольца, мас-лосгонные резьбы и сальниковые уплотнения.
Как устанавливать поршневые уплотнения?
Монтаж поршневых колец не рекомендуется осуществлять вручную, без каких-либо приспособлений. Колечки – детали ажурные, могут и погнуться, а деформированное кольцо, как известно, ставить нельзя. В общем-то по этой причине не рекомендуется проверять кольца на упругость при изгибе, особенно при отсутствии соответствующих навыков.
Если уж и решились опробовать колечки на изгиб, то помните следующее:
- Первое компрессионное кольцо должно возвращаться в исходное состояние даже после сильного изгиба в 4-5 см.
- Второе компрессионное колечко не такое упругое, как первое. Изгиб допускается до 1,5-2 см, далее оно гнется безвозвратно.
Правильная установка поршневых колец ведется с использованием щипцов. Первым ставится маслосъемный набор:
- Коробчатая конструкция: сперва ставится пружина, затем кольцо с тем прицелом, что замок колечка должен быть на противоположной стороне от замка пружины.
- Наборная конструкция: ставится в последовательности пружина-диск-диск. После установки и перед монтажом поршня в цилиндр проверяется совпадение цветных меток на пружинном расширителе и относительное расположение деталей в маслосъемном пакете: замки должны быть под 120 градусов друг к другу.
Что же до компрессионных колечек, то их установка ведется по принципу: второй ряд-первый ряд с ориентацией по метке «ВВЕРХ», «TOP» или цветным указателям. Верх кольца должен быть ориентирован в сторону камеры сгорания, противоположную от картера. Перед монтажом поршня в цилиндр необходимо сориентировать замки компрессионного первого и второго и маслосъемного колец под 120 градусов с тем условием, что не один из замков не должен быть напротив пальца поршня.
Износ поршневых колец вскоре после капитального ремонта двигателя (повышенный расход масла)
Описание повреждения
Поршень не имеет никаких признаков износа. На поршневых кольцах при поверхностном взгляде нет видимых или поддающихся измерению следов износа. При более тщательном исследовании колец,однако, выявляется, что маслосъемные кромки колец, прежде всего нижние кромки, имеют слишком высокий износ. В увеличении видно, что нижние кромки колец сильно повреждены. Без увеличения это можно обнаружить на четко ощутимом гратообразовании (острая кромка кольца) (рис. 1).
Оценка повреждения
Из-за изношенных кромок поршневых колец между рабочими поверхностями поршневых колец и рабочей поверхностью цилиндра появляются высокие гидродинамические силы, вызванные образованием так называемого масляного клина (рис. 2). Поршневые кольца наплывают на масляную пленку при перемещении поршня вверх и вниз и слегка приподнимаются с рабочей поверхности цилиндра Таким образом масло подается в большем объеме в камеру сгорания и сжигается.
рис. 2 |
Возможные причины повреждения
Заусенец образуется, если условия для поршневых колец после капитального ремонта двигателя не оптимальны. Причины связаны прежде всего с недостаточной или неподходящей финишной обработкой цилиндра. Если при чистовом хонинговании используются алмазные бруски или затупившиеся хонинговальные бруски, то на стенке цилиндра появляются заусенец и подъемы, повернутые в направлении обработки. Эти повернутые металлические вершины, так называемое образование металлической прослойки, вызывают повышенное трение в фазе обкатки и предотвращают попадание масла в тонкие зерна графита (рис. 3).
Если эти заусенцы не удаляются заключительной операцией обработки, так называемым плато-хонингованием, то в фазе обкатки возникает преждевременный износ на кромках поршневых колец. При этом кольца непроизвольно снимают металлическую прослойку и очищают зерна графита. Это приводит к износу кромок поршневых колец и к образованию вышеназванного заусенца. Возникший таким образом заусенец на кромке поршневого кольца по опыту лишь с большим трудом, если вообще, снимается в процессе работы. Устранить этот эффект можно практически только путем замены поврежденных поршневых колец. Поскольку первый комплект колец в результате износа уже максимально снял с рабочей поверхности цилиндра нежелательный слой, так называемую металлическую прослойку, второй комплект колец имеет намного более благоприятные или даже нормальные условия работы. После смены колец расход масла снижается до нормального уровня.
Поскольку первый комплект колец в результате износа уже максимально снял с рабочей поверхности цилиндра нежелательный слой, так называемую металлическую прослойку, второй комплект колец имеет намного более благоприятные или даже нормальные условия работы. После смены колец расход масла снижается до нормального уровня, в большинстве случаев это приписывают более низкому качеству материала поршневых колец,установленных сначала, что конечно неправильно. На рис. 4 показано микроскопическое увеличение разреза поверхности цилиндра после хонингования рабочей поверхности цилиндра. Четко видны изогнутые вершины. На рисунке 5 показана поверхность после плато-хонингования. Граты и вершины в основном удалены, графитовые зерна высвобождены. Поршневые кольца здесь имеют сразу хорошие условия для обкатки и по всей вероятности длительный срок службы. Особенно хорошие результаты получаются при изготовлении плато хонинговальными щетками
рис. 3 |
рис. 4 |
рис. 5 |
Дополнительная информация по этой теме приведена в нашей брошюре «Хонингование блоков цилиндров двигателей из серого чугуна» (см. приложение).
Раскоксовка и замена маслосъемных колец
Устранить неполадки можно двумя путями. Если на поршневых кольцах образовался нагар, его можно будет устранить путем раскоксовки. Для этого нужно приготовить специальную смесь из керосина и ацетона, либо приобрести средство для раскоксовывания.
Когда маслосъемные кольца сильно изношены, то они не подлежат ремонту, их нужно заменить. Если вы увидели такую необходимость, то к стоимости автомобиля еще добавится цена качественных деталей. Не рекомендуется приобретать дешевые кольца, так как они проработают всего пару тысяч километров
Очень важно, чтобы они были изготовлены из того же материала, что и двигатель.
Приобретя подержанный автомобиль с поршневыми кольцами в неудовлетворительном состоянии, следует принят все необходимые меры для их исправления. Иначе произойдет снижение мощности авто, повысится токсичность, значительно возрастет расход масла и топлива
Также изношенные кольца повредят зеркало цилиндра, что приведет к дорогому капитальному ремонту двигателя.
Разборка двигателя для замены колец
Перед заменой необходимо выполнить ряд подготовительных работ:
- необходимо слить отработанное моторное масло, ведь после установки новых колец нужно залить свежую рабочую жидкость;
- проводим ослабление приемной трубы глушителя;
- надо снять крышку клапанного механизма и выставить мотор по меткам;
- демонтируем звезду распредвала, а у переднеприводных ВАЗов снимаем болт крепления шкива ременной передачи, а затем и сам ремень ГРМ со шкивом;
- в классике ослабляем натяжитель, а затем также демонтируем цепь и звезду, установленную на распредвавле;
- потом демонтируем рокера с пружинами, раскладывая все в правильном порядке, чтобы собрать детали на свои места;
- снимаем головку блока, до этого нужно отсоединить коллектор;
- раскручиваем и избавляемся от поддона и маслонасоса;
- убираем крышки шатунов, а затем проталкиваем шатуны вверх, чтобы можно было вытащить их вместе с поршнем.
Возможные неисправности поршневых колец, их внешние признаки и причины
Основная неисправность поршневых колец – износ (преждевременный износ) в процессе продолжительной (неправильной) эксплуатации авто. Кольца отечественных производителей рассчитаны на 150, а ведущих мировых – на 300 тыс. км. Однако иногда служат и до 500 тыс. км.
Но вот неправильная эксплуатация авто может эти пробеги существенно снизить. Причем возможно и лавинообразное разрушение поршневых колец в результате сильного перегрева двигателя или его работы при недостаточной смазке.
Первым признаком неисправности колец может быть:
- потеря двигателем мощности (снижение тяги в результате снижения компрессии);
- повышенный расход масла (черный выхлоп, сизый дым, протечка масла через уплотнители);
- увеличение расхода топлива.
Причем они между собой взаимосвязаны. Заметим также, что эти признаки МОГУТ свидетельствовать о возможной неисправности колец. Но необязательно являться виновником этих нарушений в работе двигателя.
Более точная диагностика колец заключается в проверке компрессии в цилиндрах и состояния цилиндропоршневой группы с помощью сжатого воздуха.
Зазор поршневых колец
Между концами поршневых (незамкнутых) колец имеется зазор определенных размеров. После их установки в канавки поршня, они, принимая его форму, сжимаются, и зазор поршневых колец уменьшается до 0,15 – 0,5 мм. В техдокументации на двигатель указан необходимый размер этого зазора.
Весьма важно, чтобы он выполнялся. Т.к
при увеличенном зазоре возможно проникновение газов в картер движка и, как следствие, снижение его мощности. А последствия уменьшенного зазора могут быть гораздо серьезнее – вплоть до заклинивания колец в цилиндре. Потому незначительное увеличение зазора допускается, а его уменьшение недопустимо.
Износ двигателя
Основной вопрос этой статьи — а не приводит ли езда на низких оборотах к преждевременному износу мотора? И, какие режимы самые «износообразующие». Постановка экспертных испытаний, в целом, понятна. Двигатель – один и тот же: ВАЗовский «восьмиклапанник». Стенд, аппаратура, бензин и несколько канистр масла – каждый цикл испытаний требует его замены. Задача простая – надо «проехать» одно и тоже расстояние, с одной скоростью, но используя различные режимы работы двигателя. На разных передачах… Как этого достичь? Ехать можно на одной и той же скорости, поддерживая обороты двигателя и 1500, и 2500, и даже 4000 об/мин
Чем выше обороты – тем ниже передача, важно, чтобы мощность, выдаваемая мотором, была бы одинакова. На стенде это сделать просто – крутящий момент измеряем по динамометру, обороты известны – следовательно, и мощность знаем
«Скорость» множим на моточасы, которые мы тоже фиксируем – вот вам и пробег. С износом сложнее – придется каждый раз, после наработки двигателя на фиксированном режиме заданного времени, мотор разбирать и взвешивать основные детали, образующие узлы трения, это вкладыши подшипников и поршневые кольца. Плюс к тому – дополнительный промежуточный контроль, который будем проводить, определяя содержание продуктов износа в пробах масла. Нашли хром – стало быть, изнашиваются первые поршневые кольца; обнаружили железо – цилиндры и шейки вала; появилось олово – оно определит скорость износа вкладышей подшипников (поскольку входит в состав антифрикционного слоя); алюминий – следствие износа поршней и подшипников распределительного вала. Двигатель отработал на заданных постоянных режимах с примерно одинаковой мощностью по 50 моточасов на каждом. Немного для ресурса, но мы получаем скорости износа, а дальше простой экстраполяцией оцениваем и примерный ресурс мотора. При этом обороты двигателя на циклах испытаний меняли от 1200 до 4000, то есть больше, чем в три раза. А потом нагрузку на мотор увеличили – и еще раз прогнали цикл. А потом – еще… Получилась объемистая таблица, где для каждой точки режима была записана своя скорость износа, причем разделенная по узлам – подшипникам и кольцам.
Двигатель дымит — кольца это или колпачки?
Появление цветного дыма из выхлопной трубы автомобиля способно вызвать панику у неопытного водителя. И действительно – за исключением редких случаев, такой симптом предупреждает о серьезной поломке. Опытный автолюбитель сразу ограничит круг проблем до износа колпачков или колец. Но здесь нужно знать несколько нюансов.
Когда волноваться не стоит?
На самом деле есть только один вид дыма, увидев который, можно расслабиться и выдохнуть. Речь идет о появлении густого дыма белого цвета в момент включения зажигания на непрогретой машине. Во время охлаждение двигателя после работы, происходит преобразование водного пара, появившегося в процессе работы, в конденсат. Параллельно с прогревом мотора, конденсат начинает выпариваться. На фоне холодного воздуха, горячий пар приобретает густой и яркий белый окрас, что и может напугать новичка. Это естественный процесс, так что здесь боятся нечего.
Когда беда уже пришла?
А вот если дым из выхлопной трубы рвется синим заревом, это уже признак серьезной проблемы. Он говорит о том, что масло начинает просачиваться в камеру сгорания вместе с топливом. Поэтому, такой проблеме больше подвержены владельцы подержанных, старых автомобилей. Медлить в этой ситуации не стоит – и без того недешевый ремонт с каждой неделей может стать еще более дорогим и глобальным. Но для начала нужно сделать диагностику, чтобы правильно определить область ремонта.
Способы диагностики
Итак, если у вас дымит двигатель, как же понять, что неисправно – кольца или колпачки? Не обязательно прибегать к методам компьютерной диагностики. Есть два несложных теста, позволяющих выявить источник проблемы:
- Износ маслосъемных колпачков несложно выявить, наблюдая за автомобилем в движении с помощью зеркал заднего вида. Набрав скорость, отпустите педаль газа, позволив машине замедлиться естественным способом. Затем, резко нажмите на газ, наблюдая при этом за задней частью автомобиля в зеркало. Если с нажатием газа из трубы повалил синий, или синевато белый дым, значит виной тому одеревеневшие колпачки клапанов, переставшие справляться со своей функцией. Для второго способа вам потребуется дождаться охлаждения двигателя. Затем, на нейтральной передаче начать набирать обороты двигателя. Синий дым из трубы = замена колпачков. Наименее болезненный вариант для кошелька.
- Неисправность колец можно распознать только на горячую. Как правило, они выдают себя при увеличении нагрузки на двигатель. Например, при движении в гору или резком наборе скорости при выполнении обгона. Если при выполнении этих действий за вами остается стойкий маслянистый след черного или синеватого цвета – все очень плохо. В лучшем случае, при неисправности поршневых колец, вы будете чаще обычного подливать моторное масло. Затем уже кольца могут залечь и ремонт такого рода соразмерен капитальному ремонту мотора. Косвенным признаком износа колец является ослабление мощности двигателя, когда машина начинает «тяжело идти».
В заключении
Наконец, многие забывают о такой проблеме, как некачественное топливо. Бензин, залитый на безымянной заправке на отшибе, способен окрасить ваши выхлопы во все цвета радуги, в зависимости от добавленной в него химии.
Проверка на износ поршня и колец скутера
Мы уже писали, как правильно проверить цилиндр скутера на износ. Теперь приступим к проверке состояния поршневого пальца, игольчатого подшипника, поршня и колец. Речь пойдет о четырехтактых двигателях, поэтому колец будет пять.
Процесс разборки
Поршень фиксируется на пальце с помощью стопорных колец. Для снятия поршня достаточно вытащить лишь одно стопорное кольцо и выдавить палец в эту сторону.
Теперь проверяем легкость движения колец в канавках и наличие отложений в канавках. Разумеется, плавности движению ничего мешать не должно, как и не должно быть следов нагара. В случае заеданий колец в канавках, следует использовать специальную жидкость для разъедания нагара или жидкость для очистки карбюраторов. После размокания, грязь удаляется аккуратно. В частности, канавки колец прекрасно очищаются обломком старого кольца.
Кольца с поршня снимаются аккуратно. Для этого, пальцами отодвиньте стыки в сторону на несколько миллиметров и поднимите кольцо вверх. Следует учитывать, что они очень хрупкие и запросто ломаются.
Оценка состояния поршня и игольчатого подшипника по внешнему виду
Наличие любых следов выработки на юбке поршня или явные следы прогара почти всегда говорят об износе колец или их частичному залеганию. Часто в таких случаях приходится просто заменять деталь после проведения измерений и подтверждения предпосылок к замене.
Обратите внимание на состояние игольчатого подшипника. Он расположен внутри шатуна и прекрасно достается оттуда вручную
Прокрутите подшипник в руке и внимательно проследите за каждой иголкой. Если есть намек на то, что хотя бы одна иголка под собственным весом выдвигается из обоймы больше остальных, либо, что критически, выпадает из обоймы, игольчатый подшипник следует заменить на новый.
Многие мастера меняют его с каждой заменой поршневой, тут уже решать каждому, это копеечная деталь и экономить на ней не стоит. Плавное перемещение поршневого пальца в верхней головке шатуна – нормальное явление, однако радиального люфта быть не должно.
Точные замеры для оценки степени износа
Теперь проверим зазоры в стыках колец, поместив их в цилиндр. Кольца необходимо снять с поршня и вставить вглубь цилиндра. Для получения точных показаний, кольцо должно находиться рабочей плоскости. Выставить ровно их можно подтолкнув внутрь тем же поршнем.
- Номинальный зазор в стыке компрессионных колец должен быть в пределах 0,1-0,25мм. При зазоре 0,4 мм, кольца подлежат замене.
- Номинальный зазор в стыке маслосъемных колец должен быть в пределах 0,1-0,4мм.
- Номинальный торцевой зазор («компрессионное кольцо — поршневая канавка») должен быть в пределах 0,03-0,05мм, а максимальный – 0,1 мм.
- Показатели в сопряжении поршневой палец — головка шатуна. Разница в полученных замерах должна составлять 0,005-0,01мм (игольчатый подшипник отсутствует).
Сборка и установка
Итак, мы определили степень износа деталей. Исходя из замеров, мы оставили старые детали (в таком случае не забываем о тщательной очистке всех загрязнений и отложений) или заменили их новыми. Теперь необходимо установить все на место. Мы уже рассматривали правильность установки колец на поршень четырехтактного двигателя, повторим основные моменты. Проверка на износ поршня и колец четырехтактного скутера
Обратите внимание на метки, расположенные на дне поршня:
- Значение IN (Injection-впуск) должно быть направлено на впускной канал.
- Значение OFF или EX (Exhaust — выпуск) должно быть направлено на выпускной канал.
Обратите внимание на расположение замков колец:
- На рисунке можно наблюдать окружность – это поршень с установленными кольцами. Стыки обозначены числами. Стыки 1 и 4 – это компрессионные кольца, а стыки 2 и 3 – маслосъемные кольца. Пунктиром обозначен поршневой палец внутри поршня.
- Замки двух смежных колец должны находиться под углом 180 градусов друг к другу. При этом они не должны попадать в зону расположения торцов поршневого пальца.
Перед установкой, поршней, кольца, палец и игольчатый подшипник необходимо промыть в бензине и смазать моторным маслом.
Теперь вставляем часть пальца в поршень. С одной стороны стопорное кольцо уже установлено. Вставляем игольчатый подшипник в верхнюю головку шатуна и одеваем поршень. Осталось лишь просунуть палец через подшипник до упора и установить на место второе стопорное кольцо. Во время проведения этих операций отверстие в картере необходимо заткнуть чистой тряпкой, чтобы исключить случайное попадание туда грязи или мелких деталей.
Теперь еще раз смажем моторным маслом поршень и можно собирать ЦПГ.
Замена поршневых колец своими руками
Когда раскоксовка не помогла, а уверенность в том, что виноваты только поршневые кольца осталась, пора приступать к их замене. Фото: imglink.ru
Для проведения ремонта своими силами понадобятся:
- комплекты поршневых колец (по одному на каждый поршень);
- специальные щипцы для установки этих колец;
- инструкция по установке (на упаковке качественного комплекта обязательно указан порядок действий и расположение элементов);
- новая прокладка ГБЦ (при повторной установке одной и той же теряется герметичность).
После того, как всё необходимое есть под рукой, можно начинать:
- Снимаем головку блока цилиндров. Оцениваем её состояние (наличие трещин), состояние клапанов. Если найдены дефекты – устраняем или обращаемся за помощью к профессионалам. Если всё хорошо – то продолжаем.
- Сливаем масло и открываем поддон картера.
- Снимаем масляный насос и изучаем его состояние.
- Верхушку цилиндров очищаем от нагара и откручиваем крышки шатунов, выталкивая их вверх.
- Снимаем старые кольца.
- Счищаем нагар с поршня (если он есть) и с помощью щипцов устанавливаем новые комплекты колец. Внимательно следуем инструкции и не делаем резких движений (кольца довольно хрупкие).
- В обратном порядке собираем двигатель, не забываем установить новую прокладку ГБЦ.
- Неплохо бы заменить и масло с масляным фильтром.
Как еще можно провести раскоксовку своими силами — узнайте в видео:
Что такое поршневые кольца
Поршневое кольцо – это незамкнутое кольцо, изготовленное из чугуна с добавлением присадки из меди, никеля или молибдена, и покрытое хромом для повышения износостойкости.
В современных двигателях устанавливается комплект из трёх колец – двух компрессионных и одного маслосъёмного. Фото: tdautozapchasti.com.ua
Функции поршневых колец:
- создание герметичности между поршнем и цилиндром;
- обеспечение достаточного количества масла для работы поршня и цилиндра;
- отвод тепла от поршней к стенкам цилиндров.
Причины залегания поршневых колец
Потеря подвижности поршневого кольца называется его «залеганием». Происходит это из-за появления большого слоя нагара в канавках поршня, что и приводит к залипанию колец внутри них.
Причинами такой поломки становится:
- низкий уровень машинного масла в двигателе;
- в системе смазки не поддерживается необходимый уровень давления;
- плохое качество масла;
- изношенный масляный фильтр;
- попадание между кольцами и поршнем пыли и абразивных частиц;
- задиры на стенках поршня или цилиндра;
- перегрев двигателя;
- длительное отсутствие эксплуатации авто (масло превращается в клейкую массу).
Также причиной залегания поршневых колец могут служить кратковременные поездки, когда двигатель не успевает прогреться. Фото: radikal.ru
Менее возможны, однако тоже имеют место проблемы с подачей и движением топлива в системе: если бензин, попадающий в цилиндры, испаряется не до конца, то его остатки смывают масляную плёнку с поршня, увеличивая силу трения. Происходит это при неудачных запусках двигателя, при неправильной работе форсунок, когда они не распыляют топливо, а льют его; когда в цилиндрах появляются пропуски или отсутствует искра.
Признаки залегания поршневых колец
Главный симптом износа поршневых колец – потеря компрессии в двигателе (падает давление в цилиндре в конце такта сжатия). Автомобиль с трудом разгоняется и, как будто, не хочет ехать, заводится не с первой попытки, а расход масла и топлива заметно увеличивает.
Дополнительными сигналами о возможных проблемах с поршневыми кольцами служат:
- сизый дым выхлопа;
- масляный нагар на свечах зажигания;
- на холостых оборотах двигатель работает с перебоями, рычаг коробки передач вибрирует;
- из системы вентиляции пары выходят в такт ходам цилиндров;
- шум и стук в двигателе;
- падает давление масла.
Чтобы разобраться, кольца ли виноваты в появлении этих сигналов, можно провести диагностику самостоятельно.
Эта процедура называется раскоксовкой.
Как раскоксовать залегшие кольца
Во избежание лишних затрат, процедуру раскоксовки можно провести самостоятельно в 15 шагов:
- Делаем смесь из ацетона и керосина (в пропорции 2:1, рассчитываем по 150мл на каждый клапан), либо берём покупную. То, чем раскоксовать поршневые кольца на двигателе, продаётся в любом автомагазине.
- Немного прогреваем двигатель. Он должен быть тёплым, но не горячим, чтобы смесь не испарилась.
- Выкручиваем свечи и снимаем высоковольтные провода.
- Низковольтные провода также отсоединяем от катушек.
- Сливаем масло.
- Заливаем смесь в цилиндры и немного закручиваем свечи, чтобы ацетон не испарялся.
- Оставляем на 12 часов (лучше на ночь).
- Достаём свечи.
- В теории, вся смесь должна оказаться в картере, но, во избежание разбрызгивания её по всему подкапотному пространству, обложим ветошью свечные отверстия.
- Сливаем смесь через пробку масла.
- Заливаем старое масло обратно.
- Прокручиваем двигатель стартером (без катушки зажигания).
- Закручиваем свечи, возвращаем все провода на места, заводим двигатель.
- Выезжаем на ровный участок трассы и 15-20 км проезжаем на повышенных оборотах (3500-4000). Не пугаемся белого облака выхлопа. Это догорает раскоксовочная смесь.
- Сразу после поездки меняем масло и масляный фильтр.
Если тяга двигателя возросла, значит, процедура сработала.
Залегание колец происходит не спонтанно. Даже если самостоятельно удалось привести двигатель в порядок, стоит съездить на компьютерную диагностику СТО.
Процесс чистки от нагара не помог. Это означает:
- Кольца физически изношены, и пора их менять.
- Проблема не в поршневых кольцах, либо не только в них.
Признаки износа поршневых колец
Чтобы понять, надо ли менять поршневые кольца, необходимо изучить симптомы, которые прямо или косвенно укажут на необходимость такой замены. Сразу отметим, что не стоит рассчитывать на ту сумму, которую изначально озвучил механик или автосервис в ответ на вопрос заказчика, сколько стоит замена поршневых колец.
Дело в том, что поменять только поршневые кольца и полностью решить проблему зачастую не удается, так как после вскрытия мотора обычно выявляются дополнительные скрытые дефекты. По этой причине необходимо заранее быть готовым к более серьезным расходам на ремонт двигателя.
Надвигающаяся замена поршневых колец определяется по следующим признакам:
- двигатель теряет мощность;
- машина очень плохо ;
- в отдельных случаях мотор с трудом запускается «на горячую»;
- наблюдается повышенный расход моторного масла;
- двигатель дымит синим или серым дымом;
- увеличивается расход топлива;
От общего состояния колец и всей ЦПГ зависит показатель компрессии, по которому можно определить состояние мотора. Обычно при описанных выше симптомах компрессия в цилиндрах снижается, растет давление картерных газов.
Потеря мощности, повышение расхода топлива и затрудненный запуск чаще всего являются главными причинами, которые заставляют владельца менять поршневые кольца или делать комплексный ремонт ДВС. Силовой агрегат с неисправными кольцами плохо заводится, особенно после простоя в холодное время года. При езде под нагрузкой такой двигатель не «тянет».
Неисправности поршневых колец могут быть вызваны естественным износом, а также перегревом двигателя. Во втором случае даже на новом моторе кольца теряют свои свойства и перестают выполнять прямое назначение. Наиболее подвержены перегреву маслосъёмные кольца коробчатого типа.
Значительный расход моторного масла часто возникает по причине того, что изношенное маслосъемное кольцо не убирает в должном количестве масло со стенок цилиндров и активно пропускает смазку через неплотности в камеру сгорания. Результатом становится закоксовка и дымление двигателя. Также остатки несгоревшего в двигателе масла активно загрязняют систему выпуска, выводя из строя фильтры и катализаторы. Проблема еще больше усугубляется.
Для точной диагностики состояния ЦПГ замеры компрессии необходимо подкреплять анализом цвета и содержания выхлопных газов. Дело в том, что ухудшение качества уплотнения поршневыми кольцами может компенсироваться моторным маслом. В этом случае показатель компрессии бывает приближен к допустимому, при этом расход масла все равно будет увеличен.
Повышенный расход топлива в случае проблем с поршневыми кольцами возникает в результате того, что компрессия снижена и мощность упала. Параллельно с этим водитель продолжает ездить в привычном темпе, сильнее нажимая на педаль газа для компенсации потерь. В результате в цилиндры попадает обогащенная топливно-воздушная смесь, которая не полностью сгорает. Свечи зажигания в подобных условиях часто заливает топливом.
Еще одним неприятным моментом является попадание бензина или солярки через изношенные поршневые кольца в картер двигателя и последующее перемешивание горючего с моторным маслом. Масло в системе смазки разжижается, теряет свои защитные и другие полезные свойства, а износ нагруженных деталей ЦПГ и КШМ при этом сильно возрастает.
Добавим, что сегодня достаточно широко распространена практика использования присадки для очистки поршневых колец в масло или в топливо. Также владельцы иногда заливают в цилиндры так называемую раскоксовку двигателя. Это делается для того, чтобы почистить нагар в камере сгорания и попытаться вернуть подвижность залегающим поршневым кольцам для увеличения компрессии.
Необходимо отметить, что при появлении явных признаков неисправности (сильное дымление, большой расход масла, низкая компрессия и т.д.) присадка вместо замены поршневых колец является или временной мерой, или вовсе не помогает исправить ситуацию.
Замена деталей
Раскоксовка может помочь исключительно при нагаре, но если детали износились, то их нужно только менять. Замена колец и маслосъемных колпачков может быть произведена и своими руками. Производится она с помощью специального съемника, оправки для запрессовки, металлического прутика, еще понадобится пинцет и рассухариватель. При покупке новых колпачков и колец лучше всего отдавать предпочтение оригинальным деталям, ведь подделки хватит ненадолго. Тем более что материал покрытия верхних колец в идеале должен подходить к материалу двигателя.
Сначала нужно снять все узлы и механизмы, чтобы подобраться к деталям. Первым производится снятие воздушного фильтра, затем топливного насоса и распределителя зажигания. Для демонтажа корпуса привода вспомогательных элементов разъединяем соединение на болтах. Затем идет снятие минусовой клеммы и зубчатого шкива. Чтобы освободить крышку головки блока — снять привод массы. Теперь откручиваем гайки переднего и заднего корпуса подшипников распредвала.
Снимаем шпонку распредвала и достаем сальник. Выставляем поршень в ВМТ, вынимаем свечу, вставляем прут в отверстие, чтобы не выпал клапан, после этого нужно сжать пружины и вынуть два сухаря, выпрессовываем кольца.
Установка новых деталей на места происходит точно в обратном порядке. Маслосъемные кольца ВАЗовских моделей меняются в той же последовательности.