Использование кондиционера в машине в зимний период

Два аргумента включать кондиционер в машине зимой

Кондиционер нужно использовать не только летом, также следует включать его и зимой. И об этом свидетельствуют два аргумента:

  1. Включенный кондиционер быстро устраняет проблему запотевших стекол в автомобиле и удаляет влагу из салона.
  2. Эта система не любит бездействия. При использовании кондиционера зимой вы увеличиваете его срок службы.

Ниже рассмотрим каждый из аргументов наиболее подробно.

Кондиционер осушает воздух в машине зимой

В холодные зимние дни в воздухе содержится много влаги, кроме того вместе с нами в машину на обуви и одежде попадает много воды в виде снега или дождя. Все это приводит к отложению водяного пара в закрытом автомобиле. Присутствие пара на стекле значительно ограничивает видимость во время езды.

Как можно справиться с этой проблемой? Например, протереть стекло тряпкой или включить обогрев стекол, но есть лучший способ. Когда вы включаете кондиционер в машине, вы не только осушаете воздух в вашем автомобиле, но также быстро избавляетесь от влаги на стекле.

Как правильно включать кондиционер в машине зимой?

Как это сделать? Все очень просто:

  • Включаем кондиционер.
  • Направляем поток воздуха из вентиляционных отверстий на стекло.

Эффект достигается быстрее, если на некоторое время ограничить подачу воздуха извне, переключившись в режим замкнутой циркуляции воздуха.

Если кондиционер оснащен защитой от замерзания испарителя, то он может не включаться при низких температурах (ниже 4-6 °C). Есть способ обойти это ограничение, просто активируйте режим циркуляции воздуха внутри автомобиля и включите печку. После заметного повышения температуры компрессор кондиционера должен запуститься.

Почему кондиционер нужно включать как можно чаще?

Кондиционер работает в очень суровых условиях, как при высокой, так и низкой температуре. Для того чтобы система кондиционирования служила вам безотказно, о ней необходимо правильно заботиться. Первое и самое простое правило – это просто включать кондиционер как можно чаще, в том числе и зимой.

Многие водители отказываются включать кондиционер зимой, аргументируя это тем, что включенный кондиционер влияет на расход топлива в машине. Действительно, расход топлива и правда повышается, вот только минимально, всего лишь на 0,3-1,5 литра в час. Но это не повод отказаться от использования кондиционер в зимний период.

Конечно, каждый день включать его не надо. Но из эксплуатационных соображений следовало бы хоть раз в неделю включать его, по крайней мере, на 10-15 минут. Таким образом, вы значительно снижаете риск его повреждения или загрязнения.

Вышесказанные действия помогут увеличить срок службы самого важного элемента кондиционера – компрессора. В работающей системе смазка необходима для правильной работы компрессора

Если система не работает достаточно много времени, то масло в ней оседает, и компрессор после запуска быстро изнашивается, так как смазки для его эффективной работы не хватает. Поэтому кондиционер необходимо использовать регулярно, даже зимой, когда нам кажется, что он не нужен.

Как правильно пользоваться кондиционером в автомобиле

Существует много приемов, которые помогают снизить нагрузку на систему кондиционера автомобиля, следовательно, увеличить срок ее эксплуатации:

1. При посадке в автомобиль, салон которого перегрет в летнюю жару, не следует сразу после запуска двигателя включать кондиционер. Необходимо открыть все форточки, начать движение, немного проветрить автомобиль естественным образом. При этом одновременно выветрятся неприятные запахи перегретых элементов салона. После этого следует включить кондиционер на полную мощность, закрыть форточки и люк. По мере охлаждения салона уменьшать мощность кондиционера.

Видео — почему перед включением кондиционера в машине летом следует проветрить салон:

2. Нельзя направлять поток охлажденного воздуха на водителя, пассажиров и, особенно, детей. Так можно получить простудные заболевания. Наиболее опасны поражения органов слуха.

3. В работе кондиционера нельзя допускать длительных перерывов. Хладагент в системе находится в смеси со специальной смазкой. Во время работы кондиционера масло смазывает элементы трения компрессора, смачивает сальники и прокладки. Этим самым увеличивается их срок эксплуатации, предотвращается растрескивание и процессы коррозии. Если автомобиль находится на длительной зимней стоянке, необходимо периодически (лучше не реже 2-х раз в месяц) производить следующую процедуру:

  • запуск двигателя;
  • прогрев его до температуры не менее 50 градусов Цельсия;
  • прогрев салона в течение около 10 минут;
  • включение на среднюю мощность системы кондиционера.

4. Если в автомобиле включен кондиционер в режиме рециркуляции воздуха, не следует курить в салоне. Дым, оседая на радиатор испарителя, превращается в смесь, которая далее будет издавать не совсем приятный аромат.

5. Выключать кондиционер следует за несколько минут до окончания поездки. Далее лучше запустить на пару минут печку, продуть на максимальных оборотах вентиляционную систему. Эта операция удалит конденсат, предотвратит образование плесени.

6. Не рекомендуется включать-выключать кондиционер в режиме кратковременных поездок, например, по соседним магазинам.

Что делать, если температура на улице ниже -5 градусов

Как мы уже отметили ранее, не рекомендуется, чтобы сжиженный фреон попадал в компрессор. Поэтому ответом на вопрос, допустимо ли запускать кондиционер зимой будет — категорически недопустимо.

Если в вашем регионе проживания зима длится довольно долго, то единственный хороший выход — принять профилактические меры. Для этого обязательно нужен отапливаемый гараж или другое помещений с температурой выше -5° по Цельсию.

Если нет гаража, то рекомендуется хотя бы заезжать, например, на подземные автомобильные парковки в торговых центрах, либо в прогретые помещения автомоек.

Если на улице ниже -5 градусов, то рекомендуется найти какое-либо утепленное помещение для автомобиля

Если машина у вас новая, то скорее всего там есть защита от такого опрометчивого поступка — когда система запустится при низкой температуре электроника отключит питание компрессора.

Отличия в устройстве морозоустойчивых кондиционеров

Почему же один кондиционер можно включать при 30-градусном морозе, а другие нежелательно запускать уже при -5С? Ответ прост: особенности строения и комплектации. Стоимость сплит-системы не всегда прямо пропорциональна её возможностям, а потому полезно знать, какие существуют эффективные конструктивные решения.

Чтобы понять, можно ли включать конкретный кондиционер зимой на обогрев, или это опасно для устройства, обратите внимание на такие детали. Во-первых, низкотемпературный комплект должен быть встроен уже с завода, чтобы предотвратить холодный старт компрессора и замерзание конденсата

Во-первых, низкотемпературный комплект должен быть встроен уже с завода, чтобы предотвратить холодный старт компрессора и замерзание конденсата.

Как мы уже упоминали, инверторные модели зимой предпочтительнее, поскольку их компрессор не останавливается по достижении заданной температуры в комнате, а лишь сбавляет обороты. Это значит, что он не будет каждый раз остывать и запускаться с перегрузкой, к тому же это выгоднее в плане потребления энергии.

Теплообменник наружного блока может быть увеличен, чтобы фреон внутри успел полностью испариться и вобрать максимум тепла из воздуха до попадания в компрессор.

Большая площадь теплообменника позволяет сплит-системе работать эффективно даже при небольшой разнице между температурами кипения хладагента и воздуха на улице

Встречаются также двухконтурные теплообменники, в которых производительность регулируется подключением дополнительного контура циркуляции фреона. Внешний блок и теплообменник могут включать дополнительные кожухи и накопители тепла, для использования энергии, которую выделяет работающее оборудование.

Компрессор повышенной мощности сильнее сжимает газ, разогревая его до более высоких температур. В промышленных моделях встречаются также спиральные компрессоры, которым не страшно попадание жидкого фреона.

Сам хладагент может иметь разные свойства. Дешевый и распространённый R-22 испаряется при -40C, при этом способен вобрать тепла 233 кДж/кг. Для сравнения, самый новый R-32 испаряется при -51,7С, а тепла удерживать способен до 390 кДж/кг.

Это значит, что при одинаковых условиях второй будет быстрее и эффективнее нагреваться в теплообменнике, а кондиционер или сплит-система будет работать с меньшими затратами энергии и более высоким КПД.

От типа хладагента зависит и тип масла, смазывающего компрессор. R-22 работает с минеральным маслом, сохраняющим допустимую вязкость до -5С, а R410A и R32 – с синтетическим, устойчивыми до -7С. Казалось бы, разница невелика, но в совокупности с другими факторами она значима.


Mitsubishi Zubadan – самая знаменитая серия тепловых насосов, работающих зимой при температуре до -25С. Стоят они в 3 – 5 раз дороже сплит-систем, способных обогревать только при незначительных морозах

Чем больше из перечисленных модернизаций есть в кондиционере, тем при более низкой температуре он способен работать. Впрочем, для многих инверторных моделей можно даже не узнавать предельную допустимую температуру: электронное управление просто не запустит систему, если на улице слишком холодно.

Дополнительные защитные устройства

Иногда в систему кондиционирования автомобиля включен ряд дополнительных предохранительных устройств. К примеру, при помощи датчика низкого давления регулируется работа компрессора. При отметке давления меньше чем 2 кг/см2 он выключается, а при достижении значения 2,3 кг/см2 он снова начинает работать. Некоторые водители задаются вопросом: почему греется машина при включенном кондиционере? Возможно, это указывает на неисправность одного из датчиков, но в большинстве случаев виной всему грязный радиатор.

В обязанности датчика высокого давления входит выключение компрессора, когда давление в системе поднимается до 30-34 кг/см2, и включение при 26 кг/см2. Датчик, отвечающий за работу вентиляторов обдува, начинает срабатывать, как только давление в системе достигнет 19-22 кг/см2, и выключается как только давление снизится до 14-16 кг/см2.

Также может присутствовать компрессорный температурный датчик, который расположен на его корпусе. При достижении 90-100 °С он отключает электромагнитную муфту. В некоторых моделях вместо целого набора датчиков могут быть установлены комбинированные элементы, которые могут выполнять несколько задач.

Ресиверы-осушители тоже могут быть оборудованы защитной системой в лице предохранительного клапана, имеющего легко сплавную вставку. Работает все следующим образом: стоит только температуре устройства повыситься до 90 °С, как вставка плавится и хладагент выходит наружу.

Особенности и принцип работы сплит-системы на тепло

Любая сплит-система – это не нагревательное устройство, в нем отсутствует нагревательный элемент, поэтому для качественного поддержания комфортной температуры системы климат-контроля будет мало. Связано это с особенностями принципов его функционирования. только при определенных значениях термометра на улице.

Большинство сплитов могут выдавать теплый воздух. В общих чертах этот процесс можно назвать реверсом фреона, при котором компрессор отвечает за его нагнетание в сторону помещения: тепло забирается снаружи и проводится внутрь. Для изменения хода хладагента требуется четырехходовой клапан, который меняет испаритель и конденсатор местами. Во внутреннем блоке происходит конденсация фреона с выделением тепла, а во внешнем – испарение, при котором кондиционер поглощает тепло. Тепло перекачивается из одного места в другое, но не вырабатывается. Из-за этого в режиме обогрева сильно снижается КПД кондиционера, что делает его работу малоэффективной при уличной температуре ближе к нулевым отметкам.

Ограничения диапазона наружных температур

Основная часть кондиционеров с функцией обогрева имеют определенные ограничения: производители выпускают климатическую технику с запрограммированной возможностью работать на тепло при минимальной температуре снаружи до -5°C. На практике доказано: при минусовых показателях сплит-систему не следует запускать. Можно сделать вывод о невозможности использования кондиционера для обогрева зимой. В лучшем случае греться таким образом получится до ноября.

Несоблюдение рекомендаций, данных в инструкции и при монтаже, ведет к работе на износ в режиме постоянного старт-стопа. У современных двухкомпонентных устройств существует специальная программа, при которой дается сигнал с термодатчика на плату о недопустимых температурных значениях теплообменника, и происходит блокировка включения прибора. В крайнем случае заработает только вентилятор, или высветится один из кодов ошибок – у каждой торговой марки имеются свои шифры.

Как включить и настроить кондиционер на теплый воздух

Если температурный режим на улице соблюден, включите кондиционер при помощи кнопки ON на пульте дистанционного управления или на внешней панели.

Найдите кнопку HEAT, либо MODE и далее значок с изображением солнца, капли, снега или вентилятора. Если ничего подобного нет, значит, данная модель кондиционера не предназначена для обогрева помещения.

После переключения системы на тепловой режим при помощи кнопок “+” и “-” настройте нужную температуру. Она должна быть выше, чем температура в помещении.

После установки нужного температурного показателя включится вентилятор, а затем начнет поступать теплый воздух. Заданный климат установится в течение 10 минут.

Есть модели, в которых сначала нужно поставить режим и температуру, а потом нажимать кнопку ON. Подробная инструкция прилагается к устройству при покупке.

Проблемы и риски эксплуатации

Если включить кондиционер на обогрев при температуре на улице ниже допустимой, могут возникнуть следующие проблемы:

  • эффективность системы существенно снизится;
  • обмерзнет конденсатор внешнего блока;
  • сломается вентилятор внешнего блока;
  • масло загустеет, в результате чего во время запуска системы сломается компрессор.

Как использовать климат-контроль в автомобиле зимой

Пользоваться климат-контролем зимой в автомобиле нужно так же, как и летом — без ограничений. Логически бессмысленное включение кондиционера для охлаждения салона зимой, когда за бортом отрицательная температура, будет невозможным из-за срабатывания защиты. А включение отопителя никак не скажется на работоспособности всей системы, так как отопитель рассчитан на работу в зимний период.

Но чтобы снизить нагрузку на климат контроль зимой и продлить его срок службы, можно воспользоваться несколькими простыми советами.

  1. Обязательно поменяйте салонный фильтр перед зимой. Особенно, если в последнее время вы замечаете, что стекла стали чаще запотевать. Новый салонный фильтр не только улучшит вентиляцию салона, но и позволит реже включать отопитель для удаления конденсата с внутренней стороны автостекол.
  1. Обзаведитесь антизапотевателями. Недорогие и простые в использовании средства позволят избежать проблемы систематического запотевания стекол в регионах с повышенной влажностью воздуха.
  1. Уложите впитывающий коврик. Зимой в салон авто на обуви заносится много снега. Он тает и превращается во влагу, которая испаряется и в последствие любит конденсироваться на стеклах. Впитывающий коврик в некоторой мере нивелирует это явление.

Но для начал стоит ознакомиться с тем, как устроен и работает кондиционер в составе климатической системы автомобиля.

Типовый состав АК:

  • компрессор, который называют «сердцем» устройства. Является самым дорогим узлом кондиционера;
  • конденсатор, предназначенный для охлаждения теплого воздуха. Работает в паре с вентилятором;
  • осушитель, в задачи которого вместе с системой фильтрации входит очистка хладагента;
  • система трубопроводов для циркуляции хладагента в системе;
  • комплекс датчиков, регулирующих функционирование кондиционера в разных режимах;
  • резиновые прокладки и уплотнители.

Система кондиционирования нуждается в периодическом обслуживании, наиболее подвержен поломкам компрессор, обеспечивающий функционирование всех узлов.

Упрощённо работа автомобильного кондиционера напоминает принцип работы обычного бытового холодильника. Рабочей жидкость является хладагент – смесь фреона и растворённого в нём масла. Именно благодаря его рабочим характеристикам происходит охлаждение теплого воздуха, а масло обеспечивает смазку механизмов и узлов, подверженных механическому трению. При включении кондиционера компрессор начинает гонять хладагент по системе

Кроме того, мало обеспечивает смазку всех работающих узлов и механизмов, предупреждая их преждевременный износ. При запуске устройства, срабатывает компрессор, который начинает сжимать хладагент, находящийся в газообразном агрегатном состоянии. При этом он нагревается и следует в конденсатор, где охлаждается. Помогает ему в этом вентилятор, а при движении автомобиля – и встречный поток воздуха.

Итак, мы уже выяснили, что и в самые лютые морозы автокондиционер периодически нудно включать. Тут вопрос в другом – многие модели последних поколений оснащают функцией защиты от включения при определённых температурах. В этом случае проверить работоспособность кондиционера в машине зимой будет проблематично – в морозы придётся искать тёплый бокс и запускать АК в таких тепличных условиях.

Если такого ограничения нет, опасаться за работоспособность устройства не нужно, но есть несколько важных нюансов, которые следует знать. В частности, необходимо задействовать режим внутренней циркуляции, при котором забор воздуха осуществляется не с моторного отсека, а из салона, где температура обычно выше, чем снаружи.

Не следует включать АК сразу после пуска мотора – дайте ему прогреться, и только после этого приступайте к профилактике системы кондиционирования. Многие автовладельцы не практикуют запуск кондиционера зимой из соображений экономии топлива. Такой подход разумным назвать нельзя – за 10-15 минут работы расход увеличится незначительно. Несоблюдение этого правила может привести к тому, что весной вам потребуется дорогостоящий ремонт.

Кондиционер или открытое окно в машине?

Большинство людей старается не включать лишний раз кондиционер, поскольку их главным аргументом против этого является лишний расход топлива. Такие водители предпочитают открывать окна вместо того, чтобы использовать систему охлаждения по своему назначению.

Действительно, система кондиционирования отнимает определенную часть мощности двигателя. Однако в простую, не очень жаркую погоду, кондиционер расходует топлива не больше, чем 1 литр в час. Когда, в то же время, открытые окна на высоких скоростях увеличивают потребление топлива на 2, а иногда и 3 литра из-за потери аэродинамических качеств. Однако в жаркую погоду и при скорости авто в 40-50 км/ч, открытые окна будут тратить чуть меньше топлива, чем кондиционер. Тем не менее, использовать кондиционер необходимо, и необходимо делать это регулярно.

А вот если вы вовсе не будете использовать систему кондиционирования, то в скором времени увидите, к каким неприятным последствиям это приведет. Лучше сразу поверьте, что ремонт кондиционера — это более дорогостоящая процедура — она обойдется вам минимум в 7000 рублей. Поэтому не забывайте включать кондиционер по возможности на 10-15 минут в неделю, и тогда система вас не подведет в самый неподходящий момент.

Подготовка бытового кондиционера к зиме

В подавляющем большинстве случаев бытовой кондиционер зимой не эксплуатируется, поэтому на этот период его следует перевести в режим консервации. Некоторые компании даже предлагают своим клиентам такую услугу.

Прибывший по заявке мастер по ремонту сделает следующее:

  • перекачает весь хладагент в наружный блок;
  • обесточит прибор (чтобы пользователь не мог включить его по забывчивости);
  • установит над наружным блоком защитный козырек, если этого не сделали раньше, который примет на себя удары от падающих сосулек и снега.

Отметим, что обращение в сервисную службу является обязательным только для владельцев некоторых моделей мощных промышленных кондиционеров: без правильной консервации такие агрегаты снимаются с гарантийного обслуживания. Что касается бытовых кондиционеров, то любой пользователь вполне может справиться с подготовкой прибора к зиме самостоятельно. Единственная недоступная для него операция – перекачка хладагента в наружный блок (требуется специальное оборудование), но обязательной она вовсе не является.

Чтобы ваш кондиционер хорошо перезимовал, проделайте следующее:

  1. Запустите прибор в режиме вентилятора и дайте ему так поработать в течение часа.
  2. Активируйте режим обогрева и оставьте кондиционер работать еще на час. Работа в режиме вентилятора и обогрева хорошо просушит внутреннюю часть устройства.
  3. Выключив прибор, протрите его наружные поверхности увлажненной тряпкой.
  4. Сполосните в мыльном растворе фильтры механической очистки воздуха и просушите их.
  5. Отключите кондиционер от электропитания.
  6. Выньте из пульта батарейки.

Наружный блок желательно обернуть полиэтиленом. Такая мера не только обеспечит его сохранность, но и предотвратит задувание холодного воздуха в помещение через дренажную систему.

Если укутывать блок на зиму вы не хотите или не можете, сделайте следующее:

  • снимите с внутреннего блока лицевую панель;
  • демонтируйте поддон для сбора конденсата, открутив удерживающие его саморезы (данный элемент находится под испарителем);
  • заткните открывшееся дренажное отверстие туго скрученной тряпкой или салфеткой.

Также необходимо убедиться, что холодный воздух не дует в отверстие в стене, через которое пропущены коммуникации кондиционера. Если сквозняк в этом месте все же наблюдается, щели нужно заполнить монтажной пеной.

Если вы пользуетесь оконным кондиционером, его наружную часть можно закутать каким-нибудь теплоизолятором. Иначе через корпус прибора на улицу будет улетучиваться значительное количество тепла. Зачастую такие кондиционеры на зиму вообще снимают.

Владельцам мобильных кондиционеров, целиком стоящих в комнате, необходимо только закрыть каким-либо материалом отверстие в стене, через которое осуществляется выброс нагретого воздуха.

Основные ошибки использования автокондиционера

Несмотря на то, что в большинстве современных машин устанавливаются кондиционеры, далеко не многие автолюбители знают, как правильно пользоваться кондиционером в автомобиле. Это приводит к дискомфорту при поездках, особенно дальних, а также возникновению простудных и легочных заболеваний. Всего существует четыре основные ошибки.

  1. Проветривание. Делается это для удаления вредных веществ, образующихся при испарении пластиковых деталей салона.
  2. Использование исключительно в жару. Чтобы окна не запотевали снаружи нужно включать “кондей” предварительно, до наступления зноя и постепенно снижая температуру его воздуха.
  3. Поток воздуха на себя. Холодный поток воздуха, направленный в район груди может привести к простудным и сердечно-сосудистым заболеваниям.
  4. Слишком низкая температура воздуха. Резкий перепад внешнего воздуха и воздуха в салоне может привести к простудным заболеваниям.

Однако кроме того что нужно знать как пользоваться кондиционером в машине летом, необходимо знать правила эксплуатации и обслуживания. Допуская ошибки автокондиционер не только будет хуже работать, но и вовсе может выйти из строя.

Ошибки при обслуживании кондиционера в машине

Специалисты выделяют восемь основных ошибок, которые зачастую допускают автовладельцы при выполнении самостоятельного обслуживания системы кондиционирования.

  • Нерегулярно проверяется давление хладагента в системе. Считается, что каждый год из системы улетучивается до 10% фреона.
  • Не делают профилактического включения кондиционера в зимнее время. Включать кондиционер зимой необходимо для того, чтобы в холодное время года также происходила смазка резиновых уплотнений и шлангов системы, а также для того, чтобы предотвратить появление коррозии на металлических поверхностях. Включать кондиционер нужно только тогда, когда машина находиться в теплом помещении (боксе, гараже) либо во время оттепели (при температуре от +2°С…+3°С и выше). Включать кондиционер необходимо не реже одного раза в три-четыре недели.
  • Используют неподходящий фреон для дозаправки своими руками. Перед тем как дозаправить либо заменить фреон в системе необходимо точно знать, какой его тип рекомендует использовать производитель системы кондиционирования. В противном случае может произойти ситуация, когда фреон не будет соответствовать маслу в компрессоре, что может привести к быстрому выходу компрессора из строя, а также малой эффективности работы всей системы.

Дезинфекция и чистка системы кондиционирования

  • Не делают антибактериальную обработку радиатора-испарителя. Ее нужно проводить два раза в год — весной и осенью. Систему кондиционирования в автомобиле нужно регулярно чистить один-два раза в год (обычно весной и осенью). Сделать это можно самостоятельно с помощью очистителей кондиционеров.
  • Нерегулярно чистят радиатор кондиционера от мусора. Это приводит к снижению эффективности работы системы и создает дополнительную нагрузку на компрессор. Аналогичные проблемы возникают и в случае, когда перед радиатором устанавливают москитную сетки, предназначенную для фильтрации пыли и мусора.
  • Заправляют фреон в систему с переизбытком. Это характерно при самостоятельной дозаправке фреона из баллончика. Это приводит к снижению эффективности в работе системы на износ при избыточном давлении. Поэтому самостоятельно дозаправкой лучше не заниматься, а вместо этого обратиться за помощью в соответствующий автосервис.
  • Часто моют радиатор. Радиатор и всю систему необходимо периодически чистить, но не стоит злоупотреблять этим. Частая мойка может привести к появлению коррозии на металлической поверхности радиатора, особенно если это делать с использованием активной пены.
  • Пренебрегают регулярной заменой салонного фильтра. Его нужно менять в соответствии с рекомендациями автопроизводителя. Однако в среднем периодичность замены салонного фильтра составляет около 10…20 тысяч километров пробега. Использование грязного салонного фильтра приводит к появлению в воздухе салона пыли и вредных микробов, а также неприятных запахов.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автомастер
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: