Какие зимние шипованные шины выбрать в 2021 году?
Выбор колес – ответственное дело, требующее больших временных и энергетических затрат
Каждый видит лучшим свой вариант, но важно учесть перед покупкой ряд факторов:
- дата выпуска – безопасно хранить покрышки можно в течение 24 месяцев;
- уровень износостойкости – он измеряется в единицах, причем стандартный показатель начинается от 100;
- скоростной индекс – оптимальный показатель S и T;
- нагрузка – лучше ориентироваться на повышенные параметры;
- усиление боковины.
Последний фактор очень важен в условиях российских реалий. Крепкая боковина повышает устойчивость к повреждениям.
Наибольшее сцепление с дорогой дают 2 типа рисунка:
- ненаправленный симметричный;
- ненаправленный несимметричный.
Плюсы зимних шин:
хорошей самоочисткой;
прочным контактом с дорогой;
повышенной поперечной устойчивостью;
оптимальным уровнем шума;
адаптацией под все погодные условия.
Что касается брендов, то здесь все индивидуально. Единственную рекомендацию специалисты дают в следующем – ориентироваться на марки, выпускающие линии для погодных условий региона покупателя. Если одному нужны модели для суровых морозов, то другим приходится всю зиму сталкиваться с лужами на асфальте.
Правильный выбор колес – это безопасность и комфортная езда в самое сложное время года. Поэтому торопиться с покупкой не стоит. Лучше грамотно оценить свои возможности, требования и стиль вождения. И только потом определиться с моделью и маркой.
Где проходили испытания?
По традиции тесты зимних шин проводятся в четырех номинациях:
- на льду;
- на снегу;
- на сухом и мокром асфальте.
Испытания в условиях суровой зимы проходили в основном на финских полигонах. Немецкие профессионалы отдали предпочтение небольшому городку Саариселька (Saariselkä), что находится в 200 километрах за Полярным кругом. Температура в этом месте зимой стабильно держится на отметке – 15°С и позволяет проводить тесты разных моделей с размерами 1 85 65 r15 в абсолютно равных условиях.
Издание «Авторевю» выбрало знаменитый полигон White Hell в Лапландии, а российский журнал «За рулем» проводил тест зимних шипованных шин 185 65 r15 в северной части Швеции, в регионе Норрботтен на треках компании Pirelli. Температура воздуха при этом составляла от -1°С до -15 °С.
Как выбрать зимние шины R15?
Покупая зимние шины для своего автомобиля, уделяйте внимание следующим параметрам:
- Разновидность. Зимняя резина бывает шипованной, фрикционной и всесезонной. Шипованные покрышки подходят для заснеженной местности с частым гололедом, фрикционные (липучки) используются в условиях малоснежных регионов, а всесезонные устанавливаются любителями не тратить бюджет на второй комплект. В последнем случае стоит учесть, что зимой всесезонная резина не отличается хорошими характеристиками.
- Нагрузка и максимальная скорость. Показатели, которые отражают нагрузку на каждое колесо (в кг) и предел скоростного режима при полной загрузке кузова (в идеальных условиях).
- Проверьте, нет ли повреждений. Для этого проведите рукой по рисунку протектора и оцените, встречаете ли вы какие-то недостатки. Если ладонь легко скользит — качество изделия хорошее.
- Для перемещения по гладкому, хорошему покрытию выбирайте рисунок с мелкими шашками, а для агрессивного движения узор нужен крупнее.
- Обязательно проверяйте срок годности. Новая резина не должна храниться на складе дольше двух лет.
- Не экономьте на шинах, если за сезон проходите большие расстояния.
Тормозной путь летних шин в десять лет
Самое показательное упражнение для оценки сцепных свойств шин — торможение: чем короче тормозной путь, тем лучше сцепление. На разных покрытиях резина при торможении работает не одинаково, потому хорошее сцепление и на гладком, и на шершавом асфальте обеспечить не так просто. Многие шинники ориентируются в основном на европейское покрытие — мы проверяем покрышки на более шероховатом, каким устлано большинство российских дорог.
«Международная» скорость начала торможения на мокром покрытии — 80 км/ч, на сухом — 100 км/ч. А вот скорость окончания замера у шинных компаний разная — 5 км/ч, 7 км/ч, иногда даже 10 км/ч. Цель — исключить кратковременную блокировку колес, которую на малой скорости допускает даже современная АБС. Мы используем «точку» 5 км/ч. Перед замерами тщательно зачищаем полосу торможения, убирая с асфальта пыль и мелкие камешки. «Зачистка» осуществляется десятикратным торможением — естественно, на незачетных шинах.
Одно из наших изобретений — автономная система полива, которую мы используем для «мокрых» упражнений. Она состоит из вращающихся садовых спринклеров, соединительных шлангов, мотопомпы и 500-литрового бака для воды в прицепе, который таскает Chevrolet Niva.
При замерах тормозного пути от испытателя требуется бить по педали в одном и том же месте, иметь в точке начала торможения одну и ту же скорость и остужать тормоза после каждого замера. Величину тормозного пути с точностью до сантиметра фиксирует измерительный комплекс VBOX, работающий на основе GPS.
В среднем шесть замеров для каждого комплекта дают вполне достоверный результат. Кроме улучшения сопротивления качению шинники стараются ежегодно хоть на чуть-чуть улучшить сцепление на мокром покрытии.
Наши замеры показывают, что самый короткий тормозной путь — у шин Nokian: 24,4 метра. Совсем рядом — Continental с результатом 24,8 метра. Наиболее длинная тормозная дистанция, 28 метров, получилась на Nitto. Чуть лучше показал себя Bridgestone — 27,8 метра. В наших тестах десятилетней давности на том же покрытии лучший тормозной путь на шинах той же размерности составил 28,3 метра, а худший — более 34 метров. Прогресс!
В заездах «на сухую» чемпион поменялся — это Continental: 37,6 метра, за ним следуют Nokian (38,5 м), Formula (38,7 м) и Hankook (38,8 м), уступая около метра. Замыкают список Nitto с результатом 42 метра и Bridgestone — 41 метр. Десять лет назад рекорд «сухого» торможения составлял 43,8 метра, аутсайдерам для остановки требовалось более 50 метров!
И на мокром покрытии, и на сухом за десять лет сцепление «в среднем» улучшено на 15% — выигрываешь почти корпус автомобиля! Понятно, что свою лепту вносят изменившиеся за это время автомобили, но львиная доля прогресса обеспечивается именно шинами.
Рекомендации по выбору
Главный совет автомобилистов по выбору летней резины — найти вариант под свою манеру вождения, особенности дорог и климата местности, где эксплуатируется автомобиль.
Средний срок жизни покрышки составляет 5 лет. Стоит покупать изделия, выпущенные в этот период, т.к. с течением времени их эксплуатационные показатели снижаются. В маркировке есть указания страны-изготовителя и даты выпуска изделия. Она состоит из 4 цифр. Например, 3919 означает, что товар произведен на 39 неделе 2019 г.
Дополнительные подсказки производителя можно прочитать в символах маркировки:
- Снежинка означает зимнюю резину, зонтик — передвижения по залитому водой асфальту. Надпись Allseason дает разрешение всесезонной эксплуатации, Aw позволяет езду при любой погоде.
- Tubeless — бескамерная покрышка, Tube Type — камерная.
- Temperature A указывает класс температурной стойкости резины при движении на больших скоростях. Из 3 классов, A, B, C, класс А лучший.
- Traction — торможение на мокрой дороге. Из 3 классов, А, В, С, лучший — класс А.
- Место, где расположена надпись TWI, или изображение треугольника показывает участок, по которому следует оценивать степень стертости резины.
- Reinforced или RF означает усиленный тип.
Автошины выпускают широкого и узкого профиля. Широкие предназначены для скоростной езды, узкие — для спокойного движения.
Низкий профиль имеет наименьшую высоту покрышки от протектора до боковины. Это обеспечивает надежное сцепление с дорогой, но дает плохую амортизацию ударов от неровностей и ухабов полотна.
Аналогичный выбор стоит между сторонниками жесткой и мягкой резины. Жесткая не амортизирует удары, но устойчива на дороге. На мягком скате движение комфортное, он хорошо гасит удары.
Тест летней резины R15 (195/65)
Нажмите на фото для увеличения тестовой таблицы шин 195/65 R15
К шинам самого популярного типоразмера предъявляются высокие требования со стороны экспертов «За Рулём».
Они должны быть тихими, комфортными, экономичными, легко перестраиваться из ряда в ряд на сухой и мокрой дороге, а также стабильно следовать курсу на высокой скорости и при всем этом отличаться хорошей управляемостью при совершении экстремальных маневров. Тесты проводятся на полигоне АВТОВАЗа близь Тольятти.
Что касается комфорта, то тут отличились шины N’Blue HD Plus. Однако они не смогли достойно пройти тесты по перестановке на сухом и мокром асфальте.
Если вам нужна оптимальная топливная экономичность, выбирайте Matador Hectorra 3, только учтите, что у нее не самая лучшая курсовая устойчивость и слабое (для своей высокой цены) сцепление с дорогой.
Зато этих недостатков лишены победители испытаний:
1. Continental PremiumContact 6
Почти бесшумные шины, ставшие безусловными победителями по тормозным свойствам на сухом покрытии и поведению на сухой дороге.
Но если вы не любите повышенный расход бензина, то эти шины явно не станут ответом на вопрос, какая летняя резина самая лучшая. При спокойной езде на скорости 60 км/час они довольно «прожорливы».
2. Hankook Tire Ventus Prime3
Эти шины продемонстрировали наилучшее сцепление на мокрой дороге, и просто отличное – на сухой. По мокрому асфальту идут «аки посуху», так же быстро и предсказуемо.
С чем у Tire Ventus Prime3 проблемы – так это с экономичностью расхода бензина при скорости в 60 км/час.
3. Nokian Hakka Green 2
Эти шины входят в первую тройку не только в сегменте 195/65 R15, но и в 185/60 R14 (об этом читайте ниже). Они легко перестраиваются из ряда в ряд на влажном от дождя или сухом покрытии, цепко держат дорогу и очень предсказуемы даже на скорости.
Итоговая таблица рейтинга
Hankook Optimo K715
2
Tigar High Performance
1
Bridgestone Turanza T001
1
Toyo Proxes CF2
1
Kormoran Road Performance
1
Toyo Tranpath MPZ
1
Viatti Strada Asimmetrico V-130
1
Yokohama Advan Fleva V701
1
Michelin Energy XM2 205/60 R15 91H
Continental ContiPremiumContact 5
Viatti Bosco A/T
Continental ContiEcoContact 6 195/50 R15 82H
Toyo Proxes ST III
Tigar CargoSpeed 225/70 R15C 112/110R
Yokohama AC02 C.Drive 2
Pirelli P Zero New (Luxury saloon)
Bridgestone Potenza RE003 Adrenalin
Michelin Energy Saver
Michelin CrossClimate Plus
Bridgestone Ecopia EP150 185/65 R15 88H
Kumho Ecsta HS51
Toyo TYDRB 195/55 R15 85V
Nitto NT860
Cordiant Sport 2 185/60 R15 84H
Nokian Tyres Hakka Green
Sailun Atrezzo Elite
Toyo Nano Energy 3
Toyo Proxes T1-R
Yokohama Geolandar A/T-S G012
MAXXIS Razr MT MT-772
Bridgestone Dueler M/T 674
Matador MP 47 Hectorra 3
-1
Кама — 234 195/65 R15 91H
-1
Нижнекамскшина Кама-Евро-129
-3