Замена подушки двигателя в случае обнаружения неисправности
Если требуется заменить подушки двигателя, признаки неисправности, описанные выше, как правило, позволят добраться своим ходом до ближайшего автосервиса или собственного гаража. Но ехать при этом следует аккуратно, по возможности со скоростью не выше 60 км/ч. Износу подвергается обычно задняя либо левая подушка. Обнаруженная неисправность одной опоры, скорее всего, повлечет за собой замену и второй подушки. По окончании осмотра нужно заранее приобрести необходимые запчасти — ездить за ними на машине в процессе замены подушек не получится.
Подготовка к замене подушки двигателя
Работы по замене опор рекомендуется производить в тепле, поскольку используемая резина при низких температурах дубеет и теряет эластичность. Это значительно усложнит процесс.
Желательно также загнать автомобиль на смотровую яму и замену проводить оттуда, предварительно отсоединив клеммы аккумулятора. Осматривать чаще начинают левую переднюю сторону мотора, где неисправность подушек появляется в большинстве случаев и доступ к которой наиболее удобен.
Оторванное крепление можно отремонтировать, поскольку цена новой подушки для двигателя иномарки составляет около 2000 рублей (а для внедорожника она вдвое выше). Если же пострадал резиновый элемент, опору в любом случае придется менять.
Процесс замены опоры двигателя
Прежде всего, с мотора снимаются элементы защиты для облегчения доступа к нужным деталям. Затем под двигателем устанавливается домкрат для обеспечения его поддержки во время откручивания подушек. Если процесс происходит в смотровой яме, поперек нее можно положить широкую, достаточно прочную доску и на нее установить домкрат.
Далее агрегат приподнимается домкратом до того момента, когда будет возможно свободно открутить заменяемую опору. После откручивания крепежных винтов и снятия старой опоры на ее место устанавливается новая, и операция повторяется в обратном порядке.
Замена задней подушки, как правило, связана с определенными трудностями. Эта опора испытывает во время эксплуатации двигателя наибольшие нагрузки. В результате этого деформируется весь крепеж, включая болты. По форме крепеж отличается от остальных опор.
Здесь домкрата уже будет недостаточно. Чтобы освободить опору, оптимальнее подвесить мотор к верхней балке. Если такой возможности нет, можно соорудить перекладину на двух стаканах, приподняв заранее двигатель домкратом. В некоторых моделях автомобилей внешние элементы могут помешать устранению неисправности, и их придется снять. Сильно деформированный болт крепежа подушки рациональнее спилить отрезным кругом. Иногда такой болт пытаются выровнять и открутить, но через некоторое время его все равно придется менять.
Старая опора зачастую прикипает к раме с образованием ржавчины из-за накопления грязи. Для ее снятия может помочь масло или средство типа WD-40
Новую заднюю опору важно правильно установить. Нанесенная на опоре стрелка должна быть направлена вперед, по направлению движения машины. В остальном сборка осуществляется в обратном порядке.
После замены задней опоры можно приступать к правой
Здесь также есть вероятность столкнуться с деформированными болтами, однако более серьезная проблема состоит в расположенном тут генераторе либо компрессоре автомобильного кондиционера. Известно, что снятие компрессора может повлечь за собой разгерметизацию контура и утечку хладагента.
Если ремонт происходит в СТО, впоследствии лучше проверить кондиционер на предмет возможных неисправностей. Недальновидные сотрудники автосервисов иногда самолично снимают компрессор для экономии времени, не предупреждая об этом автовладельца.
В иномарках в большинстве случаев правая опора двигателя располагается ближе к передней части. Поэтому для доступа к этой подушке зачастую снимается правая фара и радиаторная решетка.
Часть деформированных болтов не удастся срезать даже болгаркой, поскольку доступ к ним ограничен другими соседними элементами либо попросту до них не достать. В данном случае лучше действовать обычной ножовкой по металлу, срезая поврежденный болт вручную.
Процедура эта займет гораздо больше времени, но так вы хотя бы не повредите соседние детали и узлы. Новая опора ставится на место старой как обычно, в обратном порядке. При установке радиаторной решетки надо быть осторожным — соты радиатора достаточно острые, чтобы порезаться.
Безопасность при работе
Самое главное — надежно и безопасно зафиксировать мотор. Для помощи и подстраховки желателен второй помощник.
Конструктивные особенности
Жесткое крепление двигателя способствует передачи шумов в салон авто и повышает нагрузку на детали ДВС, так как при проезде неровностей кузов неизбежно «играет». Поэтому в конструкции подушек используются вибродемпфирующие материалы. В современном автомобилестроении применяется несколько видов конструкции опор:
- резинометаллическая подушка. Крепление агрегатов осуществляется к металлическим элементам, между которыми находится слой резины. Идентичную конструкцию имеют сайлентблоки, использующиеся в подвеске автомобиля. Данный тип подушек является наиболее распространенным, поскольку имеет большой ресурс и низкую себестоимость производства. В некоторых видах резинометаллических опор используются пружины, повышающие жесткость, а также буферные элементы, снижающие ударные нагрузки. В качестве демпферного материала применяется резиновый сплав или полиуретан;
- гидравлическая подушка. Принцип действия приближен к работе амортизаторов. Конструкция гидроопор является более прогрессивной, поскольку позволяет адаптировать гашение вибраций под изменяющуюся амплитуду колебаний двигателя и КПП. Устройство предполагает наличие рабочей жидкости, мембраны, верхней (рабочей) и нижней (расширительной) камер, а также дросселирующего канала. На холостых оборотах вибрации ДВС гасит мембрана. При возрастании оборотов жесткости мембраны не хватает, поэтому гашение колебаний начинает осуществляться гидравлической жидкостью. Благодаря такому принципу работы подушка остается мягкой на холостом ходу, меняя жесткость только по мере возрастания оборотов двигателя.
Рассматривать устройство электромагнитных и электровакуумных подушек двигателя мы не будем, так как встречаются они только на автомобилях представительского класса, где замена подушки двигателя своими руками – явление на грани фантастики.
Где находится и как выглядит опора двигателя
Подушки могут крепить двигатель к подрамнику, раме или непосредственно к кузову автомобиля. На фото представлены основные виды опор, так что найти по аналогии опору ДВС на своем автомобиле сможет даже начинающий автолюбитель. Для надежной фиксации мотора используется как минимум 3 подушки. Чаще всего используется схема с тремя нижними и двумя верхними опорами.
Признаки неисправности
Когда при пересечении препятствий в районе коробки передач наблюдается характерный стук, нарушающий шумоизоляцию в салоне, скорее всего, следует уделить внимание замене подушки двигателя. Кроме того, о дефекте такой прокладки свидетельствует сильная вибрация, передающаяся на корпус легкового автомобиля
Если работающий мотор начинает стучать о раму, значит, необходима срочная замена опоры двигателя.
Обратить внимание на состояние подушек следует, когда при торможении и в начале движения машины появляются щелчки и прочие посторонние звуки спереди. Беспокойство должно вызывать, если в салоне возникает грохот при преодолении ям и выбоин на дороге
Если движение по пересеченной местности сопровождается отдачей на рычаг переключения скоростей, опора подлежит немедленной замене.
А также свидетельством признаков неисправности подушек двигателя является значительное возрастание уровня вибрации при запуске или выключении механизма. Игнорировать подобные симптомы категорически не рекомендуется. Последствия могут оказаться весьма неприятными, в конечном итоге выражаясь деформацией подвески и кузова, преждевременным износом трансмиссии.
Это интересно: Выставляем зажигание на автомобиле своими руками
Поэтому, если в автомобиле наблюдаются признаки неисправности подушек двигателя, то вышедшие из строя прокладки подлежат замене.
Замена опор двигателя
Для тех, кто не знает, как заменить подушки двигателя, дадим пошаговый алгоритм. Первыми действиями буде снятие всех защит двигателя. Необходимо поддержать мотор при помощи домкрата. Если работа ведется на смотровой яме, то в качестве подкладки можно воспользоваться мощной деревянной доской. Нужна такая, которая выдержит массу двигателя после отсоединения его от всех опор.
Схема расположения крепежа опор
Приподнимаем максимально мотор, чтобы открутить крепление и убрать поломанную деталь. На ее место ставим новую, и прикручиваем крепежными болтами. После этого переходим к задней опоре. Здесь не все так просто.
За счет этого происходит деформация не только сопрягающихся крепежных элементов подушки и корпуса авто, но и гнутся болты. Мотор необходимо приподнять. Он либо подвешивается на стаканах, либо приподнимают домкратом снизу, чтобы ослабить нагрузку на крепеж.
В некоторых двигателях конструкционно мешают элементы выхлопной системы. Такие части можно снять для лучшего доступа к опоре.
Поддержка мотора
Снять с посадочного места опору можно с помощью масла или WD-40. Ими поливают деталь, которая приржавела и не «срывается». Для правильной установки задней подушки на детали изображена стрелка, указывающая направление движения автомобиля. По ней нужно ориентироваться.
Это приводит к разгерметизации системы охлаждения. А замена фреона обойдется гораздо дороже работы с подушками.
Выбор новых опор двигателя
Подбирать новые опоры двигателя нужно в соответствии с параметрами автомобиля. Несмотря на то, что в отдельных случаях опоры разных автомобилей могут оказаться взаимозаменяемыми, мы рекомендуем вести поиски исключительно по параметрам конкретно вашего транспортного средства. Также поиски можно вести по VIN-коду, а также кодам имеющихся деталей. Кроме того, по параметрам автомобиля вы можете установить модифицированные опоры. Например, те, в которых вместо резиновых элементов используются полиуретановые
Если вы уже подобрали нужную автозапчасть, уделите особое внимание производителям. Наилучшие опоры сегодня предлагают такие фирмы:
- Sasic (Франция);
- TRW (Германия);
- Impergom (Италия);
- Ruville (Германия);
- Fenox (Беларусь);
- Boge (Германия).
Из указанных выше фирм часть является поставщиками на конвейер. Их продукция для вторичного рынка не слишком уступает оригинальной, но при этом может похвастать более чем демократичной ценой. Что касается самых бюджетных решений, как-то продукции от немецких Febi и SWAG, то многие автолюбители высказываются о качестве продукции данных фирм скорее негативно, чем позитивно. Отмечается небольшой эксплуатационный ресурс опор этих фирм, а также низкое качество используемого сырья. По большей части это переупакованные опоры китайских, турецких и тайваньских фирм.
Довольно интересные и редко встречающиеся в продаже подушки передач можно в каталогах Corteco (Германия) и Delphi (США). В связи с возрастающим спросом на тюнинг, полиуретановые подушки по схемам резиновых производят множество мелких европейских и азиатских фирм, однако о качестве их продукции говорить сложно в силу большого разнообразия, малой известности таких производителей и невозможности судить о качестве продукции в целом по подушкам одной-двух моделей.
Когда следует менять опоры силового агрегата на ВАЗ 2110: признаки и причины
Перед тем, как поменять подушки двигателя автомобиля ВАЗ 2110 и посмотреть видео этого процесса, нужно изучить признаки, которые указывают на поломку резинометаллических опор. Основные симптомы, характеризующие неполадки с демпферными узлами:
- Вибрации, передающиеся на рулевое колесо и блок педалей при холостом ходу.
- Посторонний шум в салоне при передвижении по неровной поверхности.
- Характерный стук в подкапотном пространстве при разгоне и торможении.
Делая выводы после своих наблюдений, нельзя путать вибрации на руле при торможении, которые связаны с дефектами тормозных дисков или колодок. Для большей убедительности нужно открыть капот, и осмотреть опоры силового агрегата. Если положить ладонь на работающий ДВС, то можно почувствовать изменения в его работе.
Многолетний опыт эксплуатации Lada 2110 позволяет утверждать, что причинами выхода из строя демпферных подушек являются следующие факторы:
- Деформационные явления на резиновой опоре вследствие механических и температурных воздействий, а также по причине выработанного ресурса.
- Растрескивание и расслаивание резины от воздействия химически активных компонентов.
- Утрата эластичности, вызванная температурными перепадами.
Преждевременный выход из строя демпферной опоры может быть вызван чрезмерным увлечением владельца такими экстремальными приемами, как резким стартом и экстренным торможением. Детали подвески и так испытывают серьезные нагрузки во время движения, а спортивный стиль вождения еще более увеличивает риск их поломки.
Статьи по теме
Диагностика топливных форсунок: методы, рекомендации, профилактика поломок
Присадки для дизельного топлива: виды и задачи
Ремонт топливных форсунок: причины неисправности, диагностика, методы решения проблемы
Давление масла в двигателе: норма и признаки неисправности
Порвался ремень генератора: что делать в такой ситуации
Защита картера двигателя: мнения экспертов и автолюбителей
Сколько антифриза в системе охлаждения, и почему так важно знать его уровень
Ремонт турбины на дизельном двигателе: все проще, чем кажется
Уровень масла в двигателе: как правильно замерить и что делать при резком колебании
Ремонт дизельного мотора по всем правилам
Как часто надо менять масло в двигателе: рекомендации завода-изготовителя и специалистов
Присадки для бензиновых двигателей: использовать или нет
Присадки для дизельного двигателя: их виды и критерии выбора
Объем масла в двигателе: как выяснить, сколько нужно
Замена масла в двигателе: когда это нужно делать и как
Опора двигателя, конструкция опоры
Число опорных точек обусловлено направлением расположения мотора внутри кузова и расчетом команды инженеров определенного изготовителя, поэтому подушек может быть четыре и более.
Основным критерием при выборе точек является надежность крепления и незначительная вероятность смещения мотора в сторону. Как правило, мотор, собранный с коробкой передач в общий блок, крепится в двух-трех местах вверху и в трех либо четырех местах внизу. В современном транспорте используются подушки двух основных типов — гидравлические и резинометаллические.
Конструкция резинометаллических опор проста. Нижние опоры являются металлическими пластинами, между которыми расположена резиновая подушка. Верхние опоры созданы в виде короткого рычага подвески с сайлент-блоками, первая сторона которого крепится к кронштейну кузова с помощью сквозного болта, а вторая — к кронштейну, который прикреплен к блоку цилиндров. Данный вид опор нашел самое большее распространение в результате дешевизны в производстве и надежности.
Некоторые конструкции подушки нижних опор, для повышения упругости и придания жесткости, усилены пружинами. Некоторые изготовители вместо резины применяют полиуретан — в качестве более износостойкого материала. Подушки с применением полиуретана также не редко используют на спортивных автомобилях, для увеличения жесткости.
В результате появления моды на тюнинг, некоторые компании наладили изготовление полиуретановых опор для наиболее актуальных моделей транспорта. Также полиуретановые и резинометаллические опоры классифицируют по неразборной и разборной конструкции.
Гидравлические опоры являются более прогрессивным механизмом. Подобные опоры способны подстраиваться под различные обороты мотора и эффективно подавлять вибрации на любой скорости. Опоры состоят из камер, между которыми находится мембрана. Данные камеры заполнены специальной гидравлической жидкостью или пропиленгликолем (антифризом).
Подвижная мембрана способна гасить колебания на холостом ходу мотора. При езде по неровной дороге или на большой скорости начинает работать гидравлическая жидкость. Через специальные каналы под давлением она делает опору жесткой, перетекая из одной камеры в другую. Жесткая опора способна гасить сильные вибрации.
Гидроопоры бывают:
- Механическое управление. Подобная конструкция рассчитывается индивидуально для каждой модели автомашины. Еще на стадии разработки определенной модели транспорта решается, какое предназначение для опоры будет ключевым — эффективное демпфирование при быстрой езде или комфортная шумоизоляция во время работы мотора «вхолостую».
- Электронное управление. Подобные опоры реагируют на изменение режима вибрации мотора в более широких границах. Жесткость подушки изменяется с помощью электроники зависимо от ситуации на дороге. Гидроопоры данного типа являются опорами нового поколения, которые обеспечивают оптимальный комфорт при работе мотора в различных режимах.
Диагностика подушек двигателя
Признаки износа подушек двигателя
Изношенная подушка двигателя
В зависимости от того, какая именно подушка под двигатель порвалась, признаками её неисправности могут стать:
- Вибрация двигателя на холостом ходу.
- Посторонние стуки во время движения, ощущающиеся в подкапотном пространстве или под коробкой передач.
- Рывки при динамичном разгоне авто.
- Стуки в моторном отсеке во время запуска или остановки двигателя.
- Затруднённое переключение передач.
На авто, имеющих гидравлические опоры, кроме того, может ухудшиться динамика разгона. Визуально неисправные подушки можно определить по расслоению и разрывам резиновых демпферов или поломке алюминиевых кронштейнов. Опытный специалист также может на глаз определить просевшую подушку по тому, насколько сильно деформирован её демпфер.
Разновидности подушек
Разновидности подушек двигателя автомобиля
Несмотря на разнообразие вариантов исполнения, общее назначение подушек – играть роль подвески двигателя, т.е. гасить вибрации и колебания силового агрегата. Роль демпфера двигателя обычно играет резина (иногда во взаимодействии с гидравлическими свойствами масла), поглощающая толчки и вибрацию, не допуская при этом смещения силового агрегата. В качестве примера можно взять опору мотора на «Ниве». Она представляет собой резиновый цилиндр с приваренными к нему пластинами с резьбовыми шпильками. Левая и правая опоры двигателя абсолютно одинаковы, третья, поддерживающая коробку переключения передач, имеет несколько иной вид и устанавливается на перекладине, закрепленной на днище автомобиля. Размеры опор и точки их крепления рассчитаны таким образом, чтобы предотвращать смещения силового агрегата, при этом вес двигателя сдавливает подушку, и распределяется так, что разрыв резины вследствие её деформации сдвига практически исключается. Сходным образом двигатель, расположенный также продольно оси автомобиля, устанавливался на «Волгах». Но при поперечном расположении двигателя уравновесить его несколько сложнее, в силу конструкции силового агрегата в целом. Поэтому опоры чаще всего приобретают вид рычагов подвески, в качестве демпфера двигателя имеющими сайлентблоки, как на дополнительных опорах ВАЗ 2112: Такая конструкция опор также иногда вызвана необходимостью поддержки наиболее удалённых от кузова точек двигателей, которые после модернизации приобрели большую массу. Применение дополнительных опор позволяет устанавливать более тяжёлые моторы без значительных изменений конструкции автомобиля. Наиболее типичным для сравнительно небольших силовых агрегатов является способ их «подвешивания», как на 2108 -09. Двигатель в сборе с КПП имеет три точки крепления:
- левая опора двигателя;
- задняя (нижняя) опора двигателя.
Как работают опорные подушки двигателя
Опорные подушки двигателя автомобиля
Подушки работают аналогично сайлентблокам рычагов подвески, то есть на скручивание резины. Поэтому на автомобилях, эксплуатируемых преимущественно на плохих дорогах, т.к. такие опоры оказываются ненадёжными – резина расслаивается. Более компактные авто, имеющие сравнительно тяжёлые (по отношению к общей массе машины), подвешиваются несколько иначе – резиновый демпфер в них работает на сжатие-растяжение, что увеличивает срок его службы. Вдобавок такие опоры более жёстко фиксируют двигатель. Но слабым местом таких опор может стать слишком длинный кронштейн крепления подушки двигателя, если он представляет с ней единое целое и выполнен из алюминиевого сплава. При «проседании» резины неосторожная езда по неровной дороге может привести к его поломке. Гидравлические (или гидромеханические) подушки двигателя отличаются от обычных тем, что имеют переменную жёсткость. Достигается это за счёт отбора разрежения от двигателя. При достижении определённого числа оборотов клапан, разделяющий камеры опоры, закрывается. В результате жидкость (антифриз), до того перетекавшая из камеры в камеру, начинает играть роль упругого элемента. Внешне такие опоры отличаются, главным образом, наличием штуцера для подключения вакуумного шланга и тросика. Такие подушки предназначаются для гашения вибраций от мотора, основная масса которого «лежит» на других опорах.
Как сменить подушки двигателя
На одном автомобильном средстве одновременно может быть установлено 5 подушек. Последовательность действий во время установки разных видов практически не отличается. Замену подушки двигателя желательно проводить в теплую погоду или в отапливаемом гараже. При низких температурах резиновые детали твердеют, и труднее устранить неполадки.
Для ремонта понадобятся:
- лом;
- гаечные ключи разного размера;
- деталь для замены;
- подставки для ремонта;
- пакеты из целлофана или коробка для небольших элементов;
- специальный клей для деталей крепления;
- 2 домкрата;
- маркер для обозначения деталей (чтобы было проще установить запчасти в обратной последовательности).
Сначала следует оценить уровень износа. Иногда необходимо извлечь некоторые составляющие из капота. Мелкие элементы, чтобы не растерять, лучше положить в коробку или пакет. Затем нужно снять клеммы от зарядного устройства, поднять автомобиль двумя домкратами.
Чтобы совместить болт подушки с проемом в системе силового агрегата, используют лом.
При монтаже новой детали резьбу болтов рекомендуется немного смазать клеем для надежной фиксации.
Желательно при демонтаже смазывать все участки соединений жидкостью WD-40 или машинным маслом. При попадании воды или грязи детали могут поржаветь. Тогда будет трудно снять подушку.
Замены правой подушки двигателя
Во время замены правой подушки двигателя нужно обратить внимание на присутствие стрелки, которая показывает направление движения машины. Чтобы избежать повторной поломки, необходимо точно установить деталь
Основные этапы ремонта правой подушки:
- открутить 2 болта и гайку крепежа детали и два болта в районе соединения с кронштейном;
- потом следует снять из правого лонжерона 3 болта;
- освободить кронштейн;
- демонтаж и установка детали;
- осуществить сборку в обратном порядке.
Замене левой подушки
Опору обычно размещают под коробкой переключения передач (или слева). Последовательность действий тогда такая:
- снять гайку с левой поры двигателя, удерживая КПП;
- открутить болты в месте крепежа к кузову;
- замена запчасти;
- сборка.