Чем зимняя резина отличается от летней
Ещё не придумали универсальные шины, которые будут себя одинаково вести при любых погодных условиях и состоянии дорожного покрытия. Некоторые считают, что зимняя резина отличается от летней только наличием шипов и особым рисунком протектора. Это не совсем так.
Основное отличие – состав резиновой смеси. Дело в том что летние шины при пониженных температурах начинают «дубеть», терять сцепление с дорогой, и, как следствие, повышается риск ДТП.
Зимняя резина имеет уникальный состав, который позволяет шинам оставаться мягкими и эластичными даже при серьёзных морозах. А вот в тёплое время года такая резина становится настолько мягкой, что ухудшается управление автомобилем.
Именно поэтому каждый автомобилист должен иметь два комплекта шин – летние и зимние – и менять их в зависимости от сезона. Существуют ещё внесезонные шины, но они проявляют средние качества и скорее подходят для температурного диапазона -7…+10 °С.
Индекс скорости
Индекс скорости выражается в виде латинской буквы. Он указывается на боковине покрышке в типоразмере. Для расшифровки данных потребуется воспользоваться таблицей. Как правило, на этот параметр влияют особенности резиновой смеси и протектор.
Скандинавские покрышки обычно имеют индекс Q (160 км/ч) или T (190 км/ч). Связано это в первую очередь с техническими особенностями шин, помогающих эффективнее справляться со снегом, при этом делают шину менее надежной на высокой скорости.
Европейские шины часто получают индекс V (240 км/ч). Причина в том, что по составу резиновой смеси, особенностям протектора ближе к дождевым покрышкам, к скорости относятся лояльно.
Вообще на показатель скорости выбирая нешипованные зимние шины стоит смотреть только для справки. Выезжать на лед или просто зимнюю трассу на скорости свыше 140-160 км/ч небезопасно.
Особенности эксплуатации липучек
Законодательные требования к зимнему классу шин одинаковы и для шипованной, и для фрикционной резины. В период с декабрь по февраль транспортное средство обязательно должно быть оснащено зимними шинами, имеющими значок горной вершины со снежинкой и буквенную маркировку «M S», «M&S» или «M+S». При этом остаточная высота протектора должна быть более 4 мм. Требование о наличии на автомобиле знака с буквой «Ш» на фрикционные шины не распространяется.
Важно, что данным техническим регламентом запрещается эксплуатация шипованных шин в летнее время, но прямого запрета на использование липучки в аналогичный период нет. Однако, это не значит, что шину можно считать всесезонной: ее характеристики рассчитаны на зимний период, а эксплуатация на горячем асфальте приведет к потере адекватной управляемости и ускорит износ
Стоит помнить, что первые 100-150 км происходит обкатка фрикционных шин. Этого расстояния достаточно, чтобы стерлась пленка из смазки, которая была нанесена перед вулканизацией. Оптимальная скорость в период обкатки – не более 80 км/ч. Ламели будут затачиваться в направлении движения, поэтому не стоит резко тормозить и совершать других крутых маневров. В противном случае повреждения протектора неизбежны.
В ходе дальнейшей эксплуатации подобные резкие маневры также нежелательны: резина фрикционных шин отличается мягкостью, поэтому быстро истирается. Монтаж старого комплекта на следующий сезон должен осуществляться с соблюдением того направления вращения, которое было ранее.
Важные прорези: прямые, 3-D и «паук»
Вышеописанные вещи – безусловно, крайне важные составляющие фрикционных шин. Однако это далеко не все. Еще один «секрет» липучек называется ламели
Это такие прорези, которые в ходе движения раскрываются и закрываются, обеспечивая стабильный контакт с дорогой и, что немаловажно, равномерный износ шины, так как сила давления благодаря им распределяется равномерно. Кстати, именно благодаря ламелям место контакта с землей получает способность подстраиваться под конкретный участок дороги
Среди прочих, если хорошо поискать, можно встретить шины с «особенными» ламелями. Например, 3-D Multiwave, которые разработали в лабораторииToyo Tires. Если говорить простыми словами, этот вид прорезей обеспечивает более эффективный контакт с дорогой за счет своей изогнутой формы.
Еще одна интересная разновидность прорезей – ламели в виде «пауков». На самом деле, это уникальная технология. Рассмотреть ее поближе можно на примере шины Toyo Observe GSi5.
Ее основная фишка заключается в том, что из-за особенной формы, напоминающей паука, она позволяет обеспечивать качественное сцепление во всех направлениях
То есть: не только при движении прямо, но и во время поворотов, что крайне важно в зимний период
Комбинированные шины
Любые технические устройства в современно мире стремятся к лаконичности, многофункциональности и экономичности. Зимние шины также ступили на этот нелегкий путь. Комбинированный, он же всесезонный, тип — это, конечно же, компромисс.
Шипов здесь нет. По большому счету, это все та же летняя резина, только немного адаптированная под другие погодные условия. Такие шины рассчитаны на очень теплые зимы и минимум осадков.
Рисунок протектора таких шин асимметричный: с одного бока он напоминает рисунок шипованных – крупные блоки, глубокие и широкие поперечные прорези, с другого – мелкие неглубокие блоки и продольные прорези.
Но эти плюсы призрачны. При соприкосновении такого колеса с дорожным полотном из-за неоднородного рисунка протектора автомобиль теряет устойчивость на дороге.
Но производители стремятся избавиться от присущих этому типу резины недостатков, вырабатывая новые составы покрышек и рисунки протектора.
Фрикционные шины
Представим, что автомобиль передвигается в крупном городе, где зима достаточно мягкая Дорожное покрытие обрабатывается различными реагентами, вызывающими таяние льда. После таких манипуляций на асфальте остается мягкая грязь или масса из снега.
Именно для таких ситуаций и предназначены «липучки». На рынке они появились сравнительно недавно.
Главное различие состоит в строении протектора. У нешипуемыз шин он обладает увеличенным количеством грунтозацепов, а ламели, разделяющие их, расположены под крутым углом. Фрикционные покрышки призваны обеспечить качественное сцепление с рыхлым снегом.
Принято выделять два вида липучек:
- Скандинавский – отличный вариант для жестких российских условий. Мягкая резина протектора отвечает за сцепление со снегом. На асфальте демонстрирует повышенный тормозной путь.
- Среднеевропейский – разработан для теплой и сырой зимы. Предпочтение в этом случае отдается городским условиям, где практически отсутствует обледенение дорог.
Плюсы и минусы липучек
Преимущества нешипованных шин:
- Протектор наделен самоочищающимися свойствами, то есть отводит воду;
- При производстве берется мягкая резина, как правило, в условиях серьезного минуса она не дубеет;
- По сравнению с шипованными аналогами, наблюдается меньшая степень шумности, что сказывается на комфорте передвижения.
Несмотря на все плюсы, существует и обратная сторона:
- Не столь надежное сцепление с проблемной дорогой – если на ней лед или прикатанный снег;
- Фрикционные покрышки нельзя эксплуатировать круглогодично;
- На сухом асфальте наблюдается ухудшение управляемости.
Совместимость с автомобилем
Размерность зимних покрышек должна соответствовать цифрам, указанным производителем Вашего автомобиля. Эти параметры рассчитаны инженерами автомобильных корпораций, на основе тестов резины для обеспечения безопасности на дороге. Но иногда шины нужного размера бывают недоступны, сняты с производства, или слишком дорого стоят
Какую зимнюю резину выбрать в таком случае? Обратите внимание на более узкие шины. Например, автомобиль, использующий летом покрышки 185/60R14, зимой можно поставить на 175/65R14
Благодаря уменьшившейся ширине, такая шина обеспечивает более высокое удельное давление в пятне контакта с дорогой. Она не так легко «всплывет» в луже, и будет уверенно резать снежную кашу на дороге.
Что же происходит летом?
Летом фрикционные шины, рассчитанные на эксплуатацию в температурном интервале от ‑40 до +8 градусов просто «плывут». Это значит, что резина даже при +20 становиться излишне мягкой. А если на улице светит солнце, которое нагревает асфальт до +60, добавим сюда продолжительное движение с высокой скоростью – это накинет ещё градусов 10. Итого, получим все +70. Как Вам такая математика?
Какие последствия влечёт работа липучки при столь высокой температуре? Как всегда есть плюсы и минусы. Да… да… даже в такой абсурдной ситуации есть положительные моменты. Только он один и заключается в следующем:
Как вы понимаете минусов гораздо больше:
- хуже курсовая устойчивость, это особенно заметно при движении на больших скоростях;
- увеличивается расход топлива. Увеличение может достигать 1–2 литра на 100 км, в зависимости от автомобиля. Проведём нехитрый расчёт на примере среднестатистического водителя, который за год проезжает 20000 км, со средним расходом 10 л/100 км. Соответственно на весенне-летний период будет приходиться 10000 км. пробега, то есть половина годового, на осуществление этого понадобиться 1000 литров бензина. Увеличение расхода на 1 литр/100 км (минимальное значение если верить отзывам), даёт за сезон 100 литров топлива, которые стоят 4500 рублей. За три сезона получаем 4500*3=13500 рублей, что соответствует комплекту летней резины;
- идёт повышенный износ резины. Комплект липучки может прийти в негодность после летнего пробега в 25–30 тысяч километров, в то время как летние покрышки ходят порядка 50 тысяч;
-
и самое основное это управляемость. Если понадобиться сделать резкий манёвр, например «переставку», то на столь мягкой резине скорость, на которой Вы сможете это проделать, будет значительно ниже. А если это потребуется для немедленного объезда, вылетевшего на встречку грузовика, выбежавшего на трассу лося или, что ещё хуже пешехода.
За что цепляемся?
У фрикционных шин, как известно, нет шипов. А если нет, то возникает резонный вопрос: за счет чего они цепляются за дорожную поверхность? На деле это происходит благодаря протекторному рисунку. Если говорить точнее, в фрикционных шинах за поверхность дороги цепляются кромки блоков протектора, именно от них и зависит качество сцепления с дорогой.
Концепция протекторного рисунка «липучек» совершенствуется год от года, обрастая разнообразными нововведениями. Одно из самых важных – грунтозацепы – специальные зубцы, взаимодействующие с дорогой. Так вот, чем на шине больше блоков с зазубренными кромками, тем лучше сцепление с дорожной поверхностью. Хорошим примером может послужить популярная модель Toyo Observe GSi5 – она содержит множество блоков протектора с кромкой зазубренной формы, что позволяет обеспечивать лучшее сцепление с дорогой.
Еще одна фишка Observe GSi5 – стрельчатые зазубренные выступы в плечевой зоне. Благодаря им обеспечивается максимально качественное сцепление с дорогой при езде по глубокому снегу.
Лучшие фрикционные шины 2020-2021. Топ 6.
6 – Место: Nexen Winguard Sport 2:
Вес: 10,4 кгИндекс нагрузки: 94 (670 кг)М+С. Горные пики и снежинка внутри – что говорит об использовании зимой.Состав протекторных слоёв:Sidewall (боковая стенка)- 1 слой полиэстера.Thread (протектор): 1 слой полиэстера, 2 армированных слоя, 1 нейлоновый слой.
Шина сделана в Корее и имеет направленный рисунок протектора. Цена в этом размере около 6000 рублей. Nexen почти провалился в топливной экономичности. Но в соотношении “пробег – стоимость на 1000 км” находится на 3 месте из двадцатки. По шуму у Nexen – 62, это супер результат: второе место после Континенталь. Все остальные показатели находятся на средних значениях.
5 – Место: BFGoodrich G Forse Winter 2:
Вес: 9,1 кгИндекс нагрузки: 94 (670 кг)М+ССлои: Не смотря на то, что резина сделана в Румынии, на шине не оказалось обозначения слоёв.
Цена так – же около 6000 рублей. Уровень шумности 62,5. Как по продольному, так и по поперечному аква планированию занимает первое место. Второе место среди всех по тяге на снегу, но что касается сухой поверхности – результаты оставляют желать лучшего.
4 – Место: BRIDGESTONE BLIZZAK LM 005:
Вес: 9,3 кгИндекс нагрузки: 94 (670 кг)М+СSidewall (боковая стенка)- 1 слой полиэстера.Thread (протектор): 1 слой полиэстера, 2 армированных слоя, 1 слой полиамида.
Есть защита обода диска и достаточно плотная боковина. Протектор имеет направленный рисунок. Цена на эти шины уже более крепкая – 8.500 руб. В рейтинге пробег и стоимость занимает 16 место. Показала высокие результаты по управлению на сухом асфальте. На мокрой дороге боковая устойчивость так – же на высоте. Отличные результаты по торможению на мокрой поверхности! Из 53 участниц, BRIDGESTONE BLIZZAK LM 005 занимает первое место в этом тесте. Составляет 29,2 метра при скорости 80 км/ч – это лучше летних моделей. Правда управление на снегу лишь 10 место.
Как выбрать качественные фрикционные покрышки
Фрикционная резина – залог безопасности автомобилиста и транспорта в городских условиях. В магазинах, на рынках представлено множество моделей разных производителей. Чтобы выбрать лучший вариант, можно воспользоваться помощью знакомых, посетить форум, в обсуждении – как купить подходящий вариант, и какая лучше зимняя резина липучка.
Согласно рекомендациям экспертов нужно:
Осмотреть покрышки для выявления неровностей, дефектов, которые должны насторожить.
На ощупь резина должна быть мягкой, ведь ей придется работать при низких температурах.
Шина должна с легкостью сгибаться, если это невозможно – модель некачественная, не обладает нужными свойствами.
С разрешения продавца можно провести эксперимент. Резину нужно облить водой. Множество канальцев, прорезей быстро ее впитают, как губка
Если этого не произошло, лучше обратить внимание на другую модель.
Год выпуска – важный фактор, так как зимняя резина начинает стареть по истечении 2–5 лет, появляются трещинки, падает эластичность.
Хранение – определяет состояние продукта. Резина должна находиться на специальных стеллажах, при определенных температурах
На рынках часто не соблюдают требуемые нормы.
Стиль вождения – важный фактор, так как каждая модель рассчитана на определенную скорость, нагрузки.
Популярные модели фрикционных покрышек
Задумываясь, какая липучка лучше на зиму, стоит изучить модели проверенных брендов, использующих при производстве последние разработки и технологии.
Лучший выбор:
- Hakkapeliitta R2 от Nokian – одно из наиболее впечатляющих исполнений, где протектор отличается агрессивным рисунком, включает множество ламелей – насосных, зигзагообразных, повышающих характеристики при активном движении;
- X-Ice 3 – надежная резина бренда Michelin, созданная для скоростной эксплуатации; в конструкции предусмотрены ламели, кромки зацепления, микропомпы для удаления воды (возросло качество сцепления на льду);
- Winter Ice Control – модель с направленным протектором, разработанная маркой Pirelli, идеально подходит, если дорога обледенела или покрыта снегом;
- Winter I*Cept Evo W310 – представляет более доступную категорию от Hankook, это покрышки с ассиметричным рисунком, хорошо работающие на заснеженных дорогах, мокром покрытии;
- Viatti Brina V-521 – надежная модель, достойная внимания, отличается высокой износоустойчивостью, хорошо зарекомендовала себя на мокрых, обледеневших и заснеженных трассах; произведена согласно европейским требованиям, но при сильном повышении температур быстро стирается.
Как выбрать лучшие покрышки?
Производители авторезины и организации, занимающиеся проведением испытаний шин, рекомендуют обращать внимание на результаты тестов фрикционных шин. Обычно в популярных автомобильных журналах и в интернете, выходят статьи со всей информацией о тестах, и автолюбитель может ознакомиться с ними, а также узнать мнение экспертов и их рекомендации по итогам испытательных мероприятий
Покрышка Pirelli Ice Zero Fr
При выборе зимних фрикционных шин стоит помнить, что их рекомендуемая эксплуатация в зимних условиях рассчитана на 2-3 сезона, особо бережливые могут растянуть этот период, но при активном и постоянном вождении желательно соблюсти эти нормы. Также не является залогом качества дорогая резина. Автолюбитель, покупая и устанавливая на свой авто, дорогие покрышки считает, что тем самым обеспечивает себя дополнительными возможностями и не меняет стиль вождения, подвергает себя и других участников дорожного движения риску попасть в ДТП.
Индекс нагрузки
Чтобы правильно подобрать резину для конкретного автомобиля нужно учитывать индекс нагрузки. Найти его можно на боковине. Обычно указывается в виде индекса, который расшифровают по таблице. Иногда коммерческие покрышки могут иметь просто указание максимальной массы на одно колесо в килограммах.
Давайте разберемся на примере как выбрать шину по этому параметру. Сделать это можно самостоятельно.
- Смотрим в ПТС автомобиля максимальную снаряженную массу. Допустим у нас это будет 2400 кг.
- Делим 2400 кг на 4 (количество колес). Получаем нагрузку на одно колесо 600 кг.
- Ищем в таблице нагрузку, ей соответствует индекс 90.
Максимально допустимый индекс для нашего автомобиля будет 90.
Шипованные шины
Шиповка – наиболее безопасная шина для езды по гололеду и укатанному снегу. Она отлично подойдет для северных регионов с суровыми зимами, где регулярно выпадает снег, постоянно держится минусовая температура, а дороги не успевают чистить.
Между собой шипованные покрышки отличаются количеством, формой и расположением шипов, составом резиновой смеси, формой блоков протектора, количеством и глубиной ламелей и так далее. Все это отражается на их эксплуатационных качествах.
В 2016 году эксперты финского издания Test World провели тест зимних шипованных покрышек. В нем разница в длине тормозного пути на льду между лучшей и худшей шиной составила около 13 метров, где одним из решающих факторов стало количество шипов в протекторе.
В большинстве случаев шина с большим количеством шипов тормозит лучше. Но это не всегда так и есть исключения: у Pirelli количество шипов на 60 шт меньше, чем у Continental, но при этом длина тормозного пути – одинаковая. Результаты теста говорят о том, что не каждая шиповка ведет себя одинаково эффективно и между ними есть большая разница.
Среди недостатков шипованных покрышек часто говорят об её слабом поведении на мокром и сухом асфальте, будто бы шипы «скользят» на твердой поверхности. Однако большинство тестов опровергают это. Шиповка действительно уступает в длине тормозного пути «европейкам» (о них ниже), но в городском цикле и умеренных скоростях в целом ведет себя сбалансировано и предсказуемо.
Главным недостатком шиповки является высокий уровень шума. Поэтому многие водители отказываются от них в пользу альтернативных зимних покрышек, чтобы повысить уровень комфорта во время езды. Кроме того, во многих европейских странах законодательно запрещено использование шипов из-за их негативного влияния на асфальт.
С точки зрения законодательства
Если написанное выше не отбило у Вас желание эксплуатировать фрикционные шины летом, и Вы готовы принять все возникающие риски, то дальше у меня хорошие новости. В Российском законодательстве нет запретов на использование липучки в летний период.
Согласно Техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», принятому решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 г. N 877, а точнее пункту 5.5 приложения №8, запрещено в летнее время использование только шипованной резины. Кстати что выбрать для зимы: шипы или липучку, читайте здесь.
Остаётся только убедиться, что остаточный рисунок протектора имеет высоту более 1,6 мм – именно такой показатель указан для летней резины и остальных видов покрышек используемых в летний период. Если липучка эксплуатируется зимой, то протектор уже должен иметь высоту не менее 4,0 мм.
В качестве итога хочу поделиться своими мыслями. В каких случаях вообще может возникнуть необходимость использования летних покрышек зимой. В голову приходит всего лишь несколько ситуаций:
- купил подержанный автомобиль на последние, а там только зимние катки;
- обратная ситуация, перед продажей машины нет смысла её переобувать на лето, так как оно в отвратительном состоянии.
Больше на ум ничего не приходит, так как сознательная эксплуатация машины на липучке летом опасна для Вас и пассажиров, которых Вы перевозите. Лучше приобрести комплект недорогой летней резины, кстати, расчёт целесообразности этого, я приводил ранее. На этом будем прощаться, до скорых встреч на страницах сайта!
Бюджетный сегмент
В топ 10 среди зимних шин бюджетного класса вошли представители разных компаний. Некоторые хорошо известны автовладельцам, другие нет. Но все эти покрышки успели завоевать неплохую популярность, повысить уровень доверия к себе за то время, что они присутствуют на рынке. Посмотрите топ, изучите предлагаемые шины на зиму и уже для себя определите, изделия какого производителя вам будет выгоднее и правильнее выбрать. Начнём от аутсайдеров топа и постепенно придём к лучшему решению. При желании можно сравнить эти зимние шины и попытаться определить, какая покрышка лучше.
-
MA STL. Продукция китайской компании Maxxis. Если кто-то сравнивал по качеству эти шины с другими представителями рейтинга, то китайцы вряд ли выиграли. Но главным достоинством модели считается низкая цена. При этом резина хорошо себя чувствует в условиях снега. Состав не самый мягкий, из-за чего создаётся дополнительный шум во время движения. Торможение и разгон стандартные, ничего особенного ждать не приходится.
-
Snowprox S941. Разработчиком является Toyo. Известная компания с хорошей репутацией. Эта модель резины бюджетная, ориентирована на авто среднего класса. Шины легко преодолевают слякоть и снежную кашу, неплохо справляются с заснеженными дорогами. За счёт вхождения в состав силикона резина остаётся мягкой, а потому не гудит и не создаёт лишнего шума.
-
KrisAlp HP. Её разработчиком является компания Kleber. Не самая известная фирма, но на деле это дочернее предприятие Michelin. Потому заимствует у неё технологии и материалы, что положительно сказывается на итоговом качестве покрышек. Эта модель ориентирована на авто повышенной мощности, хотя ценовой диапазон очень доступный.
-
Winter I Cept. Ещё один представитель известной компании. На этот раз Hankook. Корейская зимняя резина, в состав которой входит кремний предлагается за небольшие деньги. Это позволяет гарантировать отличное сцепление с дорогой, обеспечивать хорошую тягу при движении и сохранять эластичность.
-
Nordmaster ST. Шины от компании Amtel, которые сочетают в себе хорошую цену и качество. Покрышки отечественного производителя с уникальным рисунком протектора и усиленной кромкой. Это и обеспечивает нужное сцепление с зимними дорогами.
-
Polar 2. Производителем выступает фирма Cordiant. Отечественная разработка с вьющимися канавками на протекторе. Чтобы сделать резину устойчивой на дороге, инженеры предусмотрели дополнительные ламели. В четыре ряда установлены шипы, за счёт которых создаётся нужное качество сцепления.
-
Blizzak Spike. Продукция компании Bridgestone. Хорошая, но недорогая резина от японского разработчика. Используются крестообразные шипы, обеспечивающие хорошее сцепление на льду. Специальная разработка для российского климата.
-
За разработку покрышек отвечает фирма Continental. Резина из Германии, которая хорошо работает в любую погоду, легко управляется и не создаёт лишнего шума в салоне. Немцы специально создавали такую модель для регионов, где наблюдается суровая зима. Подойдёт одинаково хорошо для легковых машин и внедорожников.
-
Nordman 4. Продукт компании Nokian. Отечественный продукт за небольшие деньги. На каждом из шипов предусмотрена поддерживающая подушка. Это обеспечивает нужную эластичность и мягкость.
-
Hakkapeliitta 8. Лидером оказалась резина из Финляндии. Шипованные шины с отличным уровнем сцепления. Особые ламели, рисунок протектора и состав позволяют надёжно хвататься на снег, преодолевать лёд и прочие прелести суровой зимы.
Преимущества и недостатки липучки
Фрикционная зимняя резина («липучка») – это осенне-зимний тип покрышек из жестко-мягкой резины со сложным рисунком протектора без шипов. Сцепление с зимней дорогой любого типа (утрамбованный снег и наледь, снежно-ледяную кашу и влажный асфальт) обеспечивается за счет особого состава резиновой смеси – внутри твердой, а снаружи мягкой, которая «размягчается» в сильные холода и «лепится» к покрытию, но твердеет в оттепель.
Хорошо продуманная конструкция и геометрия протектора «липучки» («заточенные» в одну сторону мелкие ламели) обеспечивает «прилипание» колеса к дорожному покрытию, надежный контроль над автомобилем на дороге, самоочищение от снега и отведение излишков влаги. Отсутствие же шипов имеет свои преимущества и недостатки, влияющие на поведение покрышки при разных состояниях дорожного покрытия.
Липучка на чистом асфальте
- полное сцепление с дорожным покрытием позволяет хорошо контролировать руль (нет вибрации) и совершать маневры, почти не снижая скорости;
- расход топлива практически такой же, как и у летних шин;
- покрышки практически не шумят;
- резина имеет минимальный износ (срок эксплуатации превышает 6-7 сезонов).
Полностью сухой асфальт нежелателен для этого типа покрышек: резина нагревается и «плывет», снижая управляемость машины при высоких скоростях и маневрах. Идеальное покрытие для «липучки» — мокрый асфальт или снежно-ледяная крошка.
«Липучка» на зимней дороге
- машина теряет сцепку с покрытием и управляемость на наледи, укатанном снегу;
- увеличивается тормозной путь;
- существенно снижается проходимость.
На таких покрышках категорически не рекомендована езда по подтаявшему снегу с образовавшейся на поверхности водяной пленкой. Но покрышки неплохо чувствуют себя на укатанной заснеженной грунтовке.
«Шиповка» или «липучка»?
Какой же тип покрышек выбрать для автомобиля? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, но специалисты рекомендуют для сравнения использовать один из важных критериев безопасности при зимнем вождении – тормозной путь авто на дорожных покрытиях в разном состоянии.
После серии проведенных тестов с шипованной и фрикционной резиной, неизменно получаются следующие результаты:
- При торможении на льду «шиповки» ведут себя намного надежнее, и сокращают тормозной путь авто на 50-60% — до 3-5 метров (но только качественные модели).
- При торможении на снегу шипованные шины также тормозят лучше, но только при большой скорости авто (тормозной путь меньше на 6-10 метров). При торможении на скорости до 50 км/час разница в длинах тормозного пути составляет не более 1 метра, а при 25 км/ч – вообще отсутствует.
- При торможении на асфальте чуть лучшие результаты показывают «липучки» — тормозной путь у них на 1-3 метра короче.
Естественно, следует учитывать индивидуальные особенности и характеристики конкретных моделей покрышек, так как даже шины одного типа имеют существенные эксплуатационные различия.
На основания вышесказанного, можно точно сформулировать ответ на вопрос: какие шины лучше, и на чем остановиться при выборе?
Фрикционные покрышки всесезонны, хорошо сцепляются с дорогой, почти бесшумны, обеспечивают экономию топлива и не разрушают дорожные покрытия. Они оптимально эффективны для нехолодной зимы с малым количеством снега и льда, частыми оттепелями, что характерно для западных и южных регионов России, а также хороши, если вы перемещаетесь только в пределах большого города, где снега выпадает мало, а дорожные службы регулярно чистят трассы. Для сухо асфальта они не очень годятся, а для гололеда и глубокого снега вообще не подходят.
Шиповки обеспечивают качественную сцепку с заснеженными или обледеневшими дорожными покрытиями, дают короткий тормозной путь, быстрый набор скорости и высокую маневренность на скользком асфальте. Они рассчитаны на суровые и морозные зимы с большим количеством осадков и частыми гололедами, образованием снежно-ледяной каши или глубокими заносами. В России использовать такие покрышки рекомендуется на севере и востоке страны, в маленьких населенных пунктах, где дороги не чистят, а также за городом и на бездорожье. Но на чистом асфальте и мокрой трассе их лучше не использовать.
Особенности шипованных шин
Основное предназначение шипованной резины – беспроблемное движение по льду, плотному снегу. Шипы, сделанные из металла, без усилий пробивают верхний слой. В итоге происходит замедление передвижения, но при этом контроль над ТС остается прежним.
Несмотря на кажущуюся хаотичность расположения шипов на колесе, их точка монтажа является результатом серьезных испытаний и расчетов.
Достоинства и недостатки
К плюсам шипованной резины относят хорошее сцепление с участками трассы, покрытыми снегом и льдом, а также проходимость по рыхлому снежному покрытию.
Но надо учитывать, что рабочие характеристики ошипованных шин зависят от состояния шипов, что накладывает определенные требования.
Например, новыми их необходимо обкатывать
В это время важно не допускать резкого разгона и торможения, а также придерживаться умеренных скоростей – не выше 70 км/ч – как минимум первую тысячу пробега
К недостаткам относят:
- Вибрирующий руль;
- Высокий уровень шума;
- Уменьшенный эксплуатационный срок (в среднем не больше 3-х сезонов).
Основной же отрицательной стороной является не слишком качественное сцепление с асфальтом. Выступающие элементы уменьшают площадь контакта с полотном.
Если в регионе всего несколько по-настоящему морозных дней с обледенением, то лучше отказаться от установки шипованных изделий.
Где применять липучку?
И вот мы подошли к самому главному, сейчас в мегаполисах при снежной каше лучше применять липучку. Все дело в том, что она намного эффективнее отводит влагу, а также не шумит по асфальту, ей просто нечем (металлических элементов же в ней нет).
ДА и справляется со льдом и снегом она также может, но у нее есть и минусы.
Снежное покрытие – на снежном покрытии она практически ничем не уступает шипованному собрату, у нее также высокий профиль который вгрызается в сугробы и преодолевает их. ЗАПОМНИТЕ на снегу шипы не совсем нужны (здесь главное профиль), если конечно вы не отшлифовали колесами до нижнего покрытия — льда.
Ледяное покрытие – вот здесь липучка немного проигрывает, все же шипы прокалывают лед и цепляются как когтями за него. У липучки такого нет, у нее есть специальное покрытие – фрикционное, которое не скользит по поверхности, а старается за него зацепиться. Скажем так не всегда это эффективно! До – 18, — 20 градусов Цельсия липучка немного проигрывает, если перевести на проценты то ее способность к зацеплению на льду на 15, 20% хуже чем, у шипов.
Однако после – 20 градусов, характеристики зимних резин практически сравниваются, все дело в том, что при таких температурах лед становится очень прочным, шипы не в состоянии его «проколоть», они его царапают, пытаясь за него зацепиться, да и резина на шипованной резине грубее. Но вот липучка, остается такой же эластичной, цепляясь за поверхность.
Так как же она это делает, как она работает на льду и снегу?
Характеристика зимних шипованных шин
Шипованная резина – это именно тот тип покрышек, которые можно и нужно ставить в зимний сезон. Их выбирают для езды по скользкой и обледенелой дороге.
Преимущества и недостатки
Как было сказано выше, шипованные колеса покупают намного чаще, чем фрикционные. И тому есть ряд объяснений:
- Устойчивость на дороге в зимний сезон. Как бы не вычищали дороги в холодное время, на них может оставаться тонкий слой наледи. Именно из-за него многие автолюбители попадают в ДТП. Липучка не способна остановить машину на скорости, попадая на гололедицу. Шипы буквально «вгрызаются» в лед, значительно сокращая тормозной путь.
- Из первого пункта можно вынести второй: машину на шипах значительно меньше заносит. В поворотах автомобиль уходит ровно по рулевой траектории.
- Также шипы обеспечивают лучшие разгонные характеристики автомобиля.
К недостаткам шипованной резины можно отнести:
- Высокий уровень шума в салоне авто.
- Повышенный расход топлива.
- Низкую морозостойкость. Большинство покрышек с шипами теряют свои свойства, если столбик термометра опускается ниже -30.
Лучшие шипованные шины
Сегодня на рынке шипованных шин можно найти продукцию как отечественного производителя, так европейские и китайские покрышки. Предлагаем ознакомиться с небольшим рейтингом шин, вместе с их стоимостью за один баллон:
- Nokian Tyres Hakkapeliitta 8, 4050 рублей.
- MICHELIN X-Ice North 4, 4040 рублей.
- BFGoodrich g-Force Stud, 3260 рублей.
- Firestone Ice Cruiser 7, 2900 рублей.
- Continental IceContact 2, 5705 рублей.
Иногда можно найти колеса, в которых есть точки под посадку шипов, но самих шипов нет. Это особые покрышки под шиповку.
Ошиповка шин
Для ошиповки колес лучше всего выбирать специальную, подготовленную резину. На ней уже имеются заводские технологические отверстия под установку шипов. Такие колеса можно поставить на шип как у себя в гараже, так и в профессиональной мастерской.
Некоторые автовладельцы шипуют всесезонную или фрикционную резину. Первая обладает большей жесткостью, шипы в такой покрышке держаться лучше. Однако она совершенно не приспособлена для езды по зимней дороге, поэтому лучше всего отдать свое предпочтение фрикционной резине.
Подводя итог
Итак, что же все-таки лучше – шипы или обычная зимняя резина? Правильного ответа здесь попросту нет. И то и другое имеет право быть на автомобильном рынке. Все дело в особенностях климата в каждом регионе.
Взять, к примеру, Москву, Питер и Краснодар. В таких городах снега практически не встретишь. В первых двух случаях вовсю трудятся дорожные службы, посыпая полотно реагентами и ежедневно очищая проезжие части. Даже в сильные снегопады проблем в мегаполисах, как правило, нет. Что касается южных регионов, то там снег банально не долетает до дорог, тая на середине пути, если вообще выпадает.
В таких местах гораздо разумнее, да и практичнее, использовать именно «липучку», ибо шипы там просто без надобности. Да и дискомфорта от последних будет больше, чем реального толку. Если речь идет о небольших городах и поселках, где зима сурова и снег выпадает часто и надолго, то, естественно, шипы будут лучшим вариантом. Да, придется мириться с вышеописанными недостатками, но безопасность всегда дорогого стоила. С шумом и вибрацией можно как-то совладать, а вот когда автомобиль понесет в кювет на очередном заснеженном повороте – это настоящее испытание, и не только для ваших нервов. Оно может стоить жизни. Так что здесь лучше не поскупиться и взять нормальную шипованную резину.