Регулировка зазоров клапанов
Она осуществляется только на холодном двигателе: оптимальная температура окружающей среды +20 градусов. Заранее приготовьте:
- узконосые пассатижи;
- плоскую отвертку;
- головки;
- шприц для удаления масла;
- пинцет;
- рассухариватель клапанов (приспособление);
- щуп (0,2 и 0,35 мм);
- регулировочные шайбы.
Выверните болты, крепящие клапанную крышку, снимите ее и выверните свечи зажигания. Заодно осмотрите кулачки распредвала, чтобы убедиться в отсутствии выработки. Далее с помощью шприца удалите из головки масло. Прикрепите к шпилькам приспособление для утопления клапанов. Следующие этапы:
- Проверните коленвал и добейтесь совпадения меток на крышке ГРМ и шкиве совпали. Далее поверните вал еще на три зуба шкива.
- Щупом на 0,2 мм (впускной) и 0,35 мм (выпускной) проверьте зазоры. Для справки: чтобы определить, где впускные, а где выпускные клапаны, считайте слева направо: выпуск-впуск, впуск-выпуск и так далее. Регулировочные шайбы нужно заменить при легком прохождении щупа. Для этого опустите клапан вниз, используя приспособление, одновременно удерживая толкатель от проворачивания с помощью плоской отвертки.
- Закрепите толкатель внизу и пинцетом извлеките старую шайбу и установите подходящую новую.
- Удалите фиксатор и снова проверьте зазор: щуп должен проходить с небольшим усилием.
Порядок регулировки: 1 выпуск – 2 впуск, 5 выпуск – 2 впуск, 8 выпуск – 6 впуск, 4 выпуск – 7 впуск.
Регулировка клапанов Калина, с 8 клапанным двигателем, необходима, когда под капотом появляется неприятный, настораживающий звук, напоминающий металлический цокот. Это свидетельствует o том, что клапана “требуют” безотлагательной регулировки. Чтобы выполнить упомянутую регулировку потребуется подготовить некоторые инструменты, а именно: отвертки (плоскую и крестообразную), длинногубцы (или пинцет), набор щупов, шайбы для регулировки требуемого размера, ключ на 10 (головка) с воротком, а также специальное приспособление для регулировки.
Сразу хотелось бы предупредить автомобилистов о том, что регулировка клапанов Калины проводится только на остывшем силовом агрегате, не иначе, в противном случае, выставленные зазоры не будут соответствовать требуемым техническим стандартам. Снимите крышку клапанов и установите валы, коленчатый и распредвал, по обозначенным меткам. При этом поршни цилиндров 1 и 4 должны располагаться в ВМТ механизма. Методы регулировки клапанов бывают разные, мы выберем более ускоренный, при котором меньше придется вращать коленвал, и будем регулировать сразу четыре клапана.
Итак, изначально замеряем зазоры, где над клапанами подняты кулачки распредвала. В этом случае это 1,2,3,5 клапана. Тепловые зазоры для клапанов впуска Калина соответствуют 0,20 (+0,05мм), а для выпускных 0,35(+0,05мм). Расчет клапанов производится слева направо, сначала выпуск-впуск, затем впуск-выпуск, и, так далее. Зазоры, которые не соответствуют номиналу, регулируются с применением регулировочных шайб. Теперь, на шпильки крышки клапанов следует установить регулировочную планку и закрепить ее, накрутив гайки.
Затем, рычагом регулировочного механизма утапливаем до упора регулируемый клапан, и при помощи рычажка, фиксируем положение толкателя клапана (в нажатом состоянии). Используя пинцет, вынимаем старую шайбу и устанавливаем на ее место новую (требуемого размера). Удалив фиксатор, придавливаем ее рычагом для ее полной усадки на место. После этого наступает очередь следующих клапанов 4,6,7,8. Потребуется сделать один проворот вала (распредвал при этом должен повернуться на пол оборота ), и провести аналогичную работу с остальными клапанами. По мнению специалистов, при пробеге автомобиля Калина до 50 000 км., Вам, вряд ли, придется заниматься регулировкой клапановКалины, так, как при проверке их зазоры (в подавляющем большинстве случаев) соответствуют требуемым стандартам.
Клапаны на автомобилях Лада Калина выполняют важнейшую роль в системе газораспределения, отвечая за выпуск отработавших газов и впуск топливовоздушной смеси. Многие автомобилисты не задумываются о том, что эти детали, несмотря на свой незначительный размер, очень важны. А кто-то даже не знает о том, где они находятся, и что на них время от времени (в зависимости от типа двигателя) требуется проводить регламентные работы.
Регулировка тепловых зазоров в клапанном механизме двигателя
Замер и регулировку зазоров проводим на холодном двигателе. Снимаем экран двигателя. Отсоединяем трос привода дроссельной заслонки от сектора дроссельного узла (см. «Замена троса привода дроссельной заслонки»). Отвернув три гайки крепления, снимаем кронштейн троса привода дроссельной заслонки и отводим кронштейн с тросом в сторону (см. «Снятие ресивера»).
Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута нижнего шланга вентиляции картера. . и снимаем шланг с патрубка крышки головки блока цилиндров.
Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута шланга вентиляции картера (основной контур). . и снимаем шланг с патрубка крышки головки блока цилиндров
Крестообразной отверткой ослабляем затяжку хомута шланга вентиляции картера (контур холостого хода). . и отсоединяем шланг от патрубка крышки головки блока цилиндров
Ключом «на 10» отворачиваем две гайки крепления крышки головки блока цилиндров. . и снимаем шайбы.
Снимаем две резиновые втулки.
Снимаем крышку головки блока цилиндров. Снимаем переднюю крышку ремня привода ГРМ (см. «Проверка состояния и замена ремня привода газораспределительного механизма»). Порядок проверки и регулировки за зоров в механизме привода клапанов следующий. Поворачиваем коленчатый вал за болт крепления шкива привода генератора по часовой стрелке до совмещения установочных меток на зубчатом шкиве распределительного вала и задней крышке ремня привода ГРМ (см. «Проверка состояния и замена ремня привода газораспределительного механизма»). Затем доворачиваем коленчатый вал по часовой стрелке еще на 40-50° (2,5-3 зуба на шкиве распределительного вала). В этом положении валов проверяем набором щупов зазоры у первого…
. и третьего кулачков распределительного вала. Зазор между кулачками распределительного вала и регулировочными шайбами должен быть 0,20 мм для впускных клапанов и 0,35 мм — для выпускных. Допуск на зазоры для всех кулачков составляет ±0,05 мм Если зазор отличается от нормы…
. то на шпильки корпусов подшипников распределительного вала устанавливаем приспособление для регулировки клапанов.
Разворачиваем толкатель так, чтобы прорезь в его верхней части была обращена вперед (по ходу автомобиля).
Вводим «клык» приспособления между кулачком и толкателем (1 — приспособление, 2 — толкатель)
Нажимая вниз на рычаг приспособления, утапливаем «клыком» толкатель.
. и устанавливаем между краем толкателя и распределительным валом фиксатор, который удерживает толкатель в нижнем положении.
Фиксирование толкателей клапанов при замене регулировочной шайбы: 1 — фиксатор; 2 — регулировочная шайба Переводим рычаг приспособления в верхнее положение
Пинцетом через прорезь поддеваем и извлекаем регулировочную шайбу. При отсутствии приспособления для регулировки клапанов можно воспользоваться двумя отвертками. Мощной отверткой, опираясь на кулачок, отжимаем толкатель вниз Вставив ребро другой отвертки (с шириной лезвия не менее 10 мм) между краем толкателя и распределительным валом, фиксируем толкатель и вынимаем пинцетом регулировочную шайбу. Зазор регулируем подбором регулировочной шайбы с требуемой толщиной.
Для этого микрометром измеряем толщину извлеченной шайбы. Толщину новой регулировочной шайбы определяем по формуле: Н = В+(А-С), мм, где «А» —замеренный зазор; «В» —толщина извлеченной шайбы; «С» — номинальный зазор; «Н» — толщина новой шайбы. Толщина новой шайбы маркируется на ее поверхности электрографом. Новую шайбу устанавливаем в толкатель маркировкой вниз и убираем фиксатор. Еще раз проверяем зазор. При правильной регулировке щуп толщиной 0,20 или 0,35 мм должен входить в зазор с легким защемлением. Последовательно поворачивая коленчатый вал на пол-оборота, проверяем и при необходимости регулируем зазоры других клапанов в последовательности, указанной в таблице.
Угол поворота коленчатого вала от положения совмещения меток, град | № кулачков (отсчет — от шкива распределительного вала) | |
---|---|---|
выпускной(зазор 0,35 мм) | впускной(зазор 0,20 мм) | |
40-50 | 1 | 3 |
220-230 | 5 | 2 |
400-410 | 8 | 6 |
580-590 | 4 | 7 |
Сборку двигателя проводим в обратной последовательности. Перед установкой крышки головки блока цилиндров.
. заменяем ее уплотнительную прокладку новой.
Как регулировать 8 клапанный механизм в модели Лада Калина? Большинство владельцев этих практичных российских автомобилей рано или поздно задаются подобным вопросом. Осуществить данную процедуру самостоятельно будет не только интересно, но и полезно в плане приобретения опыта.
Теперь перейдем к более детальному рассмотрению обозначенного здесь вопроса: регулировка клапанов.
Порядок регулировки
Порядок регулировки клапанов на всех модификациях 8 клапанного ваза одинаков. Различия есть только у инжекторных автомобилей гранта, калина 2 с грантовским двигателем. У них облегченная поршневая группа и металлокерамические седла. В связи с этим зазоры отличаются в большую сторону на 0,05 мм. Зная порядок и схему регулировки, можно и своими руками настроить клапана. Минус в отсутствии набора и комплекта шайб для регулировки. Каждый раз ездить на рынок за ними накладно, и покупать весь диапазон тоже.
Приведем подробную схему регулировки клапанов ваз 2108, 2109, 2114, 2115
- Для начала нужно остудить двигатель. Можно применить дополнительный вентилятор охлаждения от любого автомобиля ваз. Поставить его сверху так чтобы обдув был в сторону ДВС и включить питание 12 В;
- При регулировке 8 клапанных двигателей (11186, 11113 ока, 1118, 1111) с механическим дроссельным узлом, открутить тросик газа от ресивера впускного коллектора;
- Разобрать клапанную крышку, боковой кожух ремня ГРМ. Отстыковать шланг сапуна большой и малый, идущий на патрубок дроссельного узла;
- Выкачать масло около стаканов клапанов с помощью шприца или груши. Удобнее всего применять обычный медицинский шприц с силиконовым белым шлангом на конце;
- Установить устройство для регулировки — рейку для нажатия на клапан, еще называют — линейка;
- Поставить первое положение для регулировки. Повернуть распределительный вал по часовой стрелке на метку и довернуть 2-3 зуба. У автомобилей с облегченной поршневой группой (гранта, калина 2, приора) крутить строго за коленчатый вал. Если поворачивать за распредвал, ремень ГРМ может проскочить, и, если этого не заметить и завезти двигатель клапана погнуться;
- Отрегулировать в следующей последовательности: 1 выпускной и 3 впускной кл;
- Повернуть распредвал на 90 градусов. Отрегулировать 5 выпускной и 2 впускной кл;
- Повернуть на 90 градусов. Отрегулировать 8 выпускной и 6 впускной кл;
- Делаем последний поворот на 90 градусов и регулируем 4 выпускной и 7 впускной кл;
- Собираем в обратном порядке. Прокладку под клапанную крышку ставим новую, во избежание течи масла наружу.
- На карбюраторных моторах все проводиться в аналогичном порядке. Вначале нужно открутить корпус фильтра и трос подсоса. Периодичность такая же как на инжекторе 30000 км.
Проверку зазоров также требуется проводить после ремонта ГБЦ. Особенно после замены направляющих. При замене втулок седла зенкуются специальным инструментом и заведомо утапливаются в головку. Соответственно нужно соблюдать очередность, выставить оптимальные зазоры и повторить после 1000 км пробега.
Регулировка 8кл двигателя под газ дает увеличение срока пробега между настройкой. Если двигатель не предназначен работать на газобаллонном оборудовании, седла и клапана будут быстро прогорать, и чтобы хоть как-то продлить срок службы, зазоры следует делать чуть больше стандартных. Обычно делают +0,05 мм. Если зазор не выставляется, то есть не разжимается, значит седло утопилось на приличное расстояние в головку. В таком случае нужно замерить на сколько нужно увеличить зазор, разобрать ГБЦ и подпилить торец клапана. Вторым вариантом будет замена седла или самой головки блока цилиндров.
Лада Калина Хэтчбек LUX › Бортжурнал › самостоятельная регулировка клапанов (Часть первая)
Всех приветствую!Расскажу Вам сегодня о том, как своими руками отрегулировать клапана на 8-ми клапанном моторе, используя обычный инструмент. Причиной моего вмешательства в работу исправного авто стало банальное любопытство и желание сделать работу двигателя по-мягче, особенно при прогреве, когда наблюдается «эффект дизеля».
Итак начнем: выкручиваем пробку заливной горловины, снимаем верхний кожух, и отжимаем все хомуты идущие к клапанной крышке
ключем на 10 отжимаем кронштей крепления троса газа
откручиваем крышку клапанов
тем же ключем на 10, откручиваем три винта крышки ремня ГРМ
Ну вот, теперь без особого фанатизма вскрываем крышку клапанов, стараясь ее поднять в горизонтальном положении, без перекосов.
на фото видна резиновая прокладка, тщательно приклеенная к головке на герметик 🙂
Вот теперь и начинается самый кропотливый процесс, измерения зазоров.По инструкции в мануале описан процесс измерения, поэтому заострять внимание на этом не буду. Скажу от себя — зазор меряется между шайбой и кулачком распредвала, когда кулачок смотрит вертикально вверх.Проварачивать распредвал лучше ключем на 17, автомобиль должен быть на нейтральной передаче и свечи лучше выкрутить, дабы не создавать дополнительное усилие при проворачивании распредвала!. Зазоры для нормальной работы двигателя:Впускной — 0,15…0,25ммВыпускной — 0,3…0,4мм
Зазоры для нормальной работы двигателя:Впускной — 0,15…0,25ммВыпускной — 0,3…0,4мм
расположение клапанов впуска и выпускаДля получения полной информации, после измерения зазора (лучше делать несколько раз для точности, проварачивая распредвал) я еще вытаскивал шайбы, что б переписать с них маркировку толщины.
Шайба первого (выпускного) клапана
Вот что получилось в моем случае
таблица с моими замерами
Вот теперь возникает вопрос, и не один:1. Выпускной клапан первого цилиндра перетянут — щуп 0,25 залез с большим трудом (это при норме 0,3-0,4мм)?!2. Все зазоры впускных клапанов показали 0,12-0,13мм (при норме 0,15-0,25мм)? клапана явна затянуты!
Как Вы думаете, нужно доводить все зазоры до заводских, или только первый выпускной сделать 0,3мм, а все остальное оставить как есть? НУ все же, как то маловато… для впуска 0,12мм? Может кто что посоветует?
Вот нашел интересное видео по настройке клапанов —
Здравствуйте! Ребят подскажите поэтапно блондинке, процесс регулировке клапанов на калине 2 16 клапанов. Как бы это странно не звучало, НО я хочу сделать это сама, так как очень люблю ковыряться в автомобилях, хоть особо в них и не разберась)))) Спасибо!
Изначально возникает вопрос: зачем вообще нужна регулировка клапанов? Если эта операция проведена грамотно, то:
- двигатель легко запускается;
- мотор работает тихо;
- расход топлива – минимальный;
- в камере сгорания отсутствует нагар;
- общий ресурс двигателя до капитального ремонта увеличивается.
Если машина новая, первую регулировку клапанов необходимо производить после первых 20 тыс. км пробега, когда заводские настройки станут нарушаться. Откладывать процедуру не стоит, т. к. это чревато прогаром клапанов.
Положительные и отрицательные стороны различных модификаций двигателей
8 клапанов; объем 1,6 литра
Двигатель хорошо знаком автолюбителям. Его качества и надежность не вызывают никаких сомнений. Положительные стороны двигателя:
- Его регулируют практически в каждом автосервисе;
- Нет проблем с покупкой запасных частей;
- В случае обрыва ремня, клапан не «встречается» с поршнем. Не происходит поломки;
- Отличная тяга при включенной низкой передаче.
К негативным сторонам можно отнести:
- Высокая шумность и повышенная вибрация при работе;
- Необходима постоянная регулировка клапанов;
- Машина с таким двигателем не комплектуется кондиционером.
16 клапанов; объем 1,4 литра
Положительные стороны двигателя:
- Самый низкий расход топлива;
- Бесшумность и отсутствие вибрации при работе;
- Способен быстро разогнать автомобиль;
- Не нужно регулировать клапана.
Отрицательной стороной можно назвать:
- Если внезапно порвется ремень, происходит загиб клапанов о поршни. При этом, дополнительно, кроме клапанов, придется менять всю поршневую группу;
- После 40 000 км пробега, увеличивается расход масла.
16 клапанов; объем 1,6 литра
Положительные стороны двигателя:
- Работает очень тихо;
- Отсутствует вибрация;
- Самый сильный двигатель;
- Регулировка клапанов не требуется.
К негативной стороне можно отнести:
загиб клапанов при внезапном обрыве ремня.
Однозначно ответить на вопрос, какой из двигателей лучше, достаточно сложно.
Если же для вас важна дешевизна в обслуживании и неприхотливость, то ваш выбор – 8-клапанный мотор. Этот вариант лучше подойдет для тех автомобилистов, кто предпочитает обслуживать и ремонтировать свое авто самостоятельно.
Машина на любителя, мне кажется, что 8-капанов — идееальный вариант для нее, в плане надежности, по крайней мере. И расход у 8-ми клапанной меньше. Это по сути двигатель ещё от девятки.
Если в Вашем регионе есть качественный бензин, то лучше 16 клапанов. Если до нормальной сетевой заправки ехать далеко, тогда лучше 8 клапанов. На 16 клапанах 95 нужен отличного качества, если нет этого — сразу треск начинается из под капота Калины при нажатии педали газа.
Подготовка к работе
Понадобится комплект инструментов и приспособлений:
- набор торцевых головок с воротком и трещоткой;
- шприц для удаления моторного масла;
- фигурные и плоские отвёртки;
- специнструмент для утапливания клапанов;
- серия специальных щупов;
- пинцет;
- плоскогубцы с длинным захватом;
- регулировочные шайбы.
Процедура на самом деле несложная и вполне может выполняться самостоятельно, без участия специалистов. Для экономии времени или если процесс покажется слишком сложным, лучше воспользоваться услугами автосервиса. Такая работа стоит не так много: стандартная цифра не превышает 800–1000 рублей, в зависимости от региона.
Инструкция по настройке зазоров
Перед тем как приступать к этой операции, необходимо остудить двигатель. После откручиваются болты крепления головки блока и последняя демонтируется. Дальнейшая работа выглядит следующим образом.
- Снять кожух, который закрывает привод газораспределительного механизма.
- Выкрутить свечи зажигания (так будет легче вращать коленвала двигателя).
- Поверхность под головкой очищается от масла с помощью шприца.
- Если распределительный вал имеет сильный износ кулачков толкателей, повреждённые и изношенные элементы следует обязательно заменить.
- На место головки блока, на крепёжные шпильки следует установить специальное приспособление, которое поможет утопить клапаны вниз.
- Поршни устанавливаются в мёртвую точку. Для этого головкой с воротком проворачивается коленчатый вал до тех пор, пока метка на задней крышке ГРМ не совпадет с меткой на шкиве.
- После совпадения меток коленвал прокручивается ещё на несколько зубьев, и первый поршень будет установлен в верхней мертвой точке.
- С помощью щупа зазоры замеряют сначала на первом кулачке, а потом на третьем. Для этого берется щуп, размер которого не более 0,35 мм. Если щуп проходит без сопротивления, следует подобрать другую шайбу.
- Через специальный паз в верхней кромке шайба подцепляется и удаляется. Для того, чтобы увидеть паз нужно немного сдвинуть толкатель.
- Специальным приспособлением утапливается вниз клапан, при этом следует придерживать отвёрткой с плоским концом толкатель, вставив не в паз, таким образом, можно предотвратить его произвольное вращение.
- После фиксации толкателя с помощью пинцета удаляется шайба и на ее место устанавливается другая, подходящая по толщине. На одной из сторон каждой шайбы есть специальная маркировка, указывающая на размер. Закончена смена шайбы, отвёртка убирается, клапан возвращается на место, с помощью щупа проводится замер зазора.
Идеальная регулировка клапанов на Калине подразумевает вхождение щупа в промежутки с небольшим усилием (в пределах разумного). После этого нужно снова провернуть двигатель на один оборот шкива коленвала и провести контрольный замер зазора. Таким образом, проводится проверка и регулировки всех зазоров, с обязательным вращением коленвала перед каждым измерением. После проведения операции нужно залить моторное масло до нужного уровня, также потребуется замена прокладки клапанной крышки Калина, после чего зафиксировать клапанную крышку и привода ГРМ крепёжными элементами.
Правильная регулировка заметна сразу: механизм газораспределения работает ровно, мотор не шумит, а значит, «здоровье сердца» автомобиля в порядке. По крайней мере, на ближайшие 50–60 000 километров пробега тепловые зазоры не будут оказывать негативного воздействия и не потребуются дополнительные работы. А они обязательно станут следствием неправильной или несвоевременной регулировки.
Рекомендуем посмотреть:
- Впускной распредвал ваз 2112 16 клапанов
-
Впускные и выпускные клапана лады калины
-
Зазоры клапанов ваз 21083 инжектор
- Куда смотрят кулачки распредвала при вмт
- Стучит распредвал что делать
- Неправильная регулировка клапанов последствия
Клапан начнёт нагреваться. | Тепловое расширение не компенсируется зазором, и тарелка начнёт вылетать из места крепления. |
Наблюдается снижение компрессии. | Как ответ – снижение мощности. |
Теплоотведение не осуществляется в нормальном режиме. | Идет негативное воздействие на работу катализатора. |
Во время сгорания топливовоздушной смеси часть горящего состава уходит в выпускной коллектор. | Таким образом тарелка и фаска быстрее разрушаются. |
Значение регулировки клапанов
Если говорить о двигателе внутреннего сгорания, можно вкратце описать такты его работы. Это впуск, затем сжатие, после этого происходит сгорание топлива, и 4 такт заключается в выпуске отработанных газов. На стандартном моторе Калины 2 и других автомобилях ВАЗ для каждого цилиндра используется по 4 клапана. Два отвечают за выпуск и два за впуск. Принцип их работы прост: при вращении распредвала одновременно открываются оба впускных, а через определенное время два выпускных.
Устройство клапанного механизма
Такт впуска подразумевает движение поршня вниз. Вместе с тем открываются клапаны впуска, подавая в цилиндр дозу смеси воздуха и бензина. На следующем этапе поршень начинает подниматься вверх, а впускные клапаны закрываются. Таким образом, идет такт сжатия. Дойдя до верхней точки цилиндра, поршень резко отбрасывается назад воспламенением смеси свечой зажигания. После того как поршень достигает крайней нижней мертвой точки, открываются клапаны выпуска. Когда он начинает подъем вверх, вместе с тем выталкиваются отработанные газы.
Соответственно, без клапанов фактически невозможна работа двигателя внутреннего сгорания. Их функция напрямую зависит от правильного вращения распредвала. А если быть точным, отросткам на нём, называемыми толкателями.
Назначение теплового зазора
Когда этот промежуток правильно отрегулирован, толкатель и кулачок распредвала прижимаются друг к другу максимально сильно, чтобы обеспечить идеальный контакт между поверхностями. При этом необходимо учитывать, что все детали ДВС преимущественно изготавливаются из разных сплавов и металлов (алюминий, медь, чугунные соединения). Толкатели, распредвал и непосредственно клапанная группа тоже металлические. Как известно, любой металл при сильном нагреве имеет свойство увеличиваться в размере. В результате зазор, который существует на холодном силовом агрегате, существенно отличается от аналогичного на прогретом. Проще говоря, клапаны оказываются либо слишком зажаты, либо не обеспечивается плотный контакт поверхностей.
Регулировка зазоров представляет собой установку специальных промежутков между клапаном и поршнем с учётом расширения металлов при нагреве. Значения эти настолько малы, что для их измерения используются микроны. При этом для выпуска и впуска применяются разные значения.